15 сентября на X научно-практической конференции по автомобильному праву эксперты комитета по защите прав автомобилистов подвели итоги расследования резонансного ДТП, в котором по вине водителя экс-губернатора Александра Мишарина погиб человек. Результаты оказались неутешительными: общественная комиссия, созданная для независимой экспертизы ДТП, показала свою бесполезность, а необходимые уроки из аварии извлечены не были.
Фотография с сайта izvestia.ru
Общественная комиссия, созданная для расследования ДТП, по сути, ничего не сделала, сообщил на конференции в докладе «ДТП с губернатором Свердловской области: неизвлеченные уроки» эксперт-автотехник 1-й категории Константин Старосельский. Этому способствовало то, что на 90% она состояла из журналистов и деятелей, в правилах дорожного движения профессионально не разбирающихся. К тому же следственные органы не предоставляли комиссии материалы дела (так как оно было закрытым) и фактически ее игнорировали. «В итоге деятельность комиссии так ничем и не закончилась. Все остались довольны результатом официального расследования и просто перестали собираться», — сказал Константин Старосельский.
По его мнению, в будущем такие общественные комиссии должны состоять из профессионалов. «Все-таки подобные комиссии должны состоять в основном из автомобильных экспертов. Конечно, зависит от цели, но когда люди, ничего в ПДД не понимающие, пытаются расследовать дело, это несерьезно. Многие члены комиссии интересовались не теми вопросами, которыми надо было. Они должны были разобраться в сопутствующих причинах и следствиях, но конкретные цели и задачи поставлены не были. Комиссия, по результатам ее деятельности, — фикция», — рассказал Константин Старосельский.
Один из важнейших неподнятых вопросов касается глубинной причины аварии. «Следственным органам и общественной комиссии следовало бы задаться вопросом, как такое вообще стало возможным? Почему у нас происходят ДТП с участием высших лиц государства? По большому счету, водители первых лиц творят на дороге, что хотят. Не думаю, что от Мишарина поступали какие-то указания, кроме определенного темпа езды. Но комиссия должна была разобраться, был ли водитель профпригоден. Есть слух, что на такие должности попадают по знакомству, а не те, кто должен, не профессионалы высокого класса», — сообщил Константин Старосельский.
Как установили в результате расследования, основная причина аварии — техническая: водитель Мишарина не соблюдал дистанцию с машиной сопровождения и вместо того, чтобы, затормозив, врезаться в нее сзади, выехал на встречную полосу движения.
Схема самого ДТП, по словам экспертов, была такой: первая машина сопровождения ГИБДД отрывается от кортежа, но затем водитель, поняв, что уехал слишком далеко, начинает притормаживать. Вторая машина сопровождения тоже начинает ускоряться, но вслед за первой тормозит, уже сильнее. Дистанция между ней и губернаторским «Мерседесом» составляет всего пять метров, и водитель последнего затормозить уже не успевает. Уходя от столкновения, он выезжает на встречную полосу и врезается в «Волгу». Затем «Шкода», следующая за «Волгой», по касательной задевает обе машины, не причиняя существенных повреждений.
Следственный комитет сразу же после ДТП опубликовал пресс-релиз, в котором утверждалось, что в столкновении виноват водитель «Волги Siber», однако расследование показало, что авария произошла по вине водителя Мишарина.
Расследование ДТП затянулось из-за длительной экспертизы. В частности, эксперты спорили, участвовала ли в аварии машина сопровождения. Следы, указывающие на это, были, но в схеме их не отразили, потому что точных данных взять было негде. В целом эксперты согласились с выводами следствия и отметили, что ни водитель «Волги», ни водитель «Шкоды» от столкновения уйти не могли, а сопровождение своей функции не выполнило.
Стоит отметить, что вопрос морально-материальных компенсаций потерпевшей стороне до сих пор не закрыт. Пока родственникам погибшего выплатили лишь 600 тысяч рублей из областного бюджета.
Обвинения водителю «Мерседеса» предъявили в день отставки губернатора. По итогам судебного рассмотрения водитель экс-губернатора Дмитрий Черкасов получил два года условно и лишение прав сроком на три года. Стоит заметить, что он пришел в суд на костылях, хотя за день до этого его якобы видели на автомойке спокойно передвигающимся без них, сообщили на конференции.
Таким образом, если верить выводам экспертов, получается, что, несмотря на длительное расследование и вынесенный приговор, дело о ДТП Мишарина так и осталось в каком-то смысле незавершенным: распрощавшись с губернатором, общественность предпочла поскорее забыть о нем, вместо того чтобы извлечь из него уроки и не допустить подобных катастроф в будущем.