Дата: 16.07.2012

Пиарщики и пустота

Когда в системе управления из-за нехватки профессионалов начинают образовываться пустоты, тогда эти пустоты быстро заполняются всевозможными идеологами, политтехнологами и пиарщиками — в общем, всеми теми, кому всегда есть что сказать, но кто не всегда знает, что делать. И чем больше в структурах власти людей подобной специализации, чем выше их удельный вес, тем менее надежна и устойчива сама управленческая конструкция.

Пиарщики и пустота
Фотография из газеты «Иннопром-2012»

Объяснить эту закономерность довольно просто. Главная задача пиарщиков при власти — оправдывать и (в лучшем случае) объяснять решения, этой властью принимаемые. Но если пиарщиков становится слишком много, то система начинает работать исключительно на собственное оправдание, а не на достижение сколь бы то ни было реального результата. В этом случае при внешней эффектности реальная эффективность неуклонно стремится к нулю, и в конце концов система дает сбой — один, другой, — а потом и вовсе перестает работать.

Примером подобного рода системы может служить современная Свердловская область. За последние годы в регионе сменилось три губернатора, и с каждым из них пиарщиков в областном руководстве становилось все больше и больше, но претензии к этому руководству не только не сокращались, но и, наоборот, раз за разом усиливались.

Идеологический блок первого губернатора Эдуарда Росселя обычно состоял из двух-трех человек. Периодически они менялись местами, кто-то уходил, кто-то приходил, но в целом можно сказать, что пиар-команда Росселя в разные годы состояла из таких людей, как Вениамин Голубицкий, Анатолий Гайда, Александр Левин и Вадим Дубичев. При этом нельзя сказать, что кто-то из этих людей пытался вмешиваться в работу правительства или подменить собой органы исполнительной власти. Да и последнее слово все равно всегда оставалось за Росселем.

При Мишарине эта отлаженная модель работы начала перестраиваться. Назначенный Москвой губернатор явно чувствовал себя неуверенно и эту неуверенность пытался компенсировать усилением пиар-блока. Отдавая предпочтение внешним эффектам, Мишарин, похоже, был твердо уверен в том, что все его политические и управленческие проблемы были связаны с неудачным пиаром и неправильно выстроенным имиджем. Отсюда, во-первых, увеличение количества чиновников, отвечающих за пиар-сопровождение мишаринской политики, а во-вторых, постоянная смена этих чиновников.

За два с половиной года за идеологию и пиар у Мишарина отвечали такие люди, как Вячеслав Лашманкин, Алексей Сотсков, Михаил Кетько, Вадим Дубичев, Илья Ананьев, Юлия Прыткова, Андрей Кузнецов. При этом нельзя забывать пресс-секретаря правительства Евгения Харламова, а также вице-премьеров Вячеслава Брозовского и Алексея Багарякова, которые формально отвечали за связь с муниципалитетами, но на деле занимались вопросами предвыборных кампаний в городах области. Кроме них, знающие люди могут вспомнить Лилию Долганову, которая хоть и не получила официального статуса, но пыталась активно влиять на информационную политику губернатора.

Несмотря на такое обилие идеологического аппарата, пиар-стратегию Мишарина вряд ли кто-то может назвать удачной. Скандалы и конфликты сопровождали деятельность экс-губернатора с завидной регулярностью, подтачивая и без того неидеальный имидж Мишарина. При этом различные пиарщики внутри администрации и правительства постоянно затевали аппаратные интриги друг против друга, пытаясь усилить свое влияние на все ветви власти. Доходило до того, что администрация губернатора начала вмешиваться в работу пресс-секретарей областных министерств, заставляя их согласовывать даже самые малозначительные пресс-релизы.

Ошибочность такой политики становилась со временем всё более очевидной, и все вопросы были сняты в середине мая этого года, когда Мишарин, так и не решив своих собственных проблем и создав по пути немало проблем для Свердловской области, ушел в отставку. Ожидалось, что его сменщик Евгений Куйвашев не будет повторять ошибок предшественника и вместо команды идеологов соберет команду технократов (в хорошем смысле этого слова). Однако процесс, судя по всему, принял необратимый характер, и система управления Куйвашева, похоже, унаследовала большинство пороков мишаринской системы.

Новый губернатор не только не уволил тех пиарщиков, кто достался ему от Мишарина, но и добавил к ним своих. Итак, по состоянию на середину июля на Евгения Куйвашева работают оставшиеся ему по наследству Алексей Багаряков, Андрей Кузнецов, Вадим Дубичев, Юлия Прыткова, а также вернувшийся в администрацию Илья Ананьев. Руководит всей этой командой Яков Силин, до недавнего времени заведовавший пиар-блоком в уральском полпредстве. Кроме того, свой собственный пресс-секретарь (вдобавок к пресс-службе правительства и пресс-секретарям всех министерств) появился и у областного премьера Дениса Паслера. И это не считая журналистов и руководителей СМИ, работающих на губернатора и претендующих на место в его пиар-команде.

Зная опыт Мишарина, можно с легкостью предсказать, что ни к чему хорошему это засилье пиарщиков не приведет. Первый крупный прокол у Куйвашева случился 10 июля, когда он огласил свое бюджетное послание Заксобранию. Документ, который должен был задать направление кропотливой финансовой работе, показался на редкость пустым и подвергся разгромной критике в СМИ и даже в блогах и аккаунтах журналистов, в прочее время лояльных областной администрации. Создалось впечатление, что послание было написано людьми, далекими от финансовой сферы и предпочитающими обтекаемые формулировки конкретным цифрам и показателям. В итоге губернатор во время оглашения послания выглядел как минимум некомпетентным.

Впереди у команды Евгения Куйвашева две очень ответственные и очень нервные избирательные кампании — в Нижнем Тагиле и Екатеринбурге. Не исключено, что специально под них в администрации губернатора появится еще больше пиарщиков и политтехнологов. И если это произойдет, то это будет означать, что пустота и неэффективность свердловской власти будут только нарастать. Всё это рано или поздно может привести к тому, что система управления вновь не выдержит и погребет под собой и Куйвашева, и всех его многочисленных идеологов. И тогда слова о Куйвашеве как о «продолжателе перспективных проектов» Мишарина окажутся не только фантазией пиарщиков, но и горькой усмешкой истории.

Алексей Шабуров
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать