Уникальный все-таки этот человек — Игорь Холманских. Настолько чутко улавливает интенции власти, что диву даешься. То грозит нам танками и «тагильскими мужиками», то сообщает, что в Кургане есть проблемы, которые надо решать. И вот очередной перл — шибко умных развелось в России сверх меры.
Не будем осуждать полпреда, ибо такого полпреда обидеть может каждый. Будем помнить незабвенного Окуджаву: «Каждый пишет, как он дышит». А дышит Холманских, судя по всему, откровенным «совком». Отсюда и фразочки типа «человек труда», «рабочие династии» и прочие материи, не имеющие никакого отношения к действительности.
Но, по существу, он прав, и в этом его уникальность, в этом его чутье: нынешней российской власти не нужны умные люди. Шибко умные начинают думать и задавать вопросы, иногда и нелицеприятные для власти. А зачем?
Система образования в СССР и постсоветской России была заточена на ускоренную модернизацию. Учили всех подряд, кто способен учиться. Готов на восьмилетку? — Давай! Технарь? — Пожалуйста. Задумался об институте? — Что ж, будет непросто, но дерзай! В результате добились главного: образование само по себе стало престижным, более того — оно обеспечивало почти гарантированный социальный лифт. Сегодня ты — сын колхозника, а завтра, глядишь, начальник цеха крупного завода. Вот и сам Холманских, судя по его биографии, сначала служил в армии, работал грузчиком, а потом уже стал инженером. Именно наличие высшего образования позволило ему занять должность начальника цеха, а спустя девять (!) месяцев — полпреда президента в УрФО.
Образование — штука весьма консервативная, а потому инертная. Даже когда страна превратилась в откровенно сырьевой придаток мировой экономики, наша высшая школа по-прежнему работала в режиме «модернизации по-советски». В итоге постсоветская Россия получила гораздо больше специалистов, чем могла переварить, а наша высшая школа, в свою очередь, стала готовить кадры уже для всего мира. Отсюда и появилась пресловутая проблема «утечки мозгов». Тем не менее, уровень квалификации и образования молодых людей в разы превышал потребности деградировавшей экономики. Умных много, а работать им негде. И это стало угрозой для власти. Вот почему был введен ЕГЭ, резко меняющий систему критериев образования, а затем — изменена система финансирования научных и образовательных учреждений, приведшая к банкротству и закрытию многих из них. И все это, что важно, не просто злой умысел властей, а объективная потребность сырьевой экономики. И слова Холманских здесь пришлись как нельзя кстати. Зачем учиться? Идите работать! Образованные нам не нужны! Создавайте рабочие династии и живите, как ваши предки!
Мои пращуры были углежогами на демидовских заводах, дед — крестьянином-единоличником, отец — учителем, я стал научным работником. Кем должны стать, следуя заветам Холманских, мои сыновья? Углежогами? Крестьянами? Или все-таки им будет позволено получить высшее образование, а потом уж пусть сами решают, кем им быть?
Сергей Мошкин,
доктор политических наук
Фотография Департамента информационной политики губернатора Свердловской области