Завтра, 29 мая, Законодательное собрание Свердловской области утвердит Евгения Куйвашева новым губернатором региона. Накануне решающего голосования политики, политологи и журналисты гадают о том, какими будут шаги нового губернатора и с какими трудностями он столкнется. И уже сейчас понятно, что одной из главных проблем Куйвашева станет наследие его предшественника Александра Мишарина, которое будет настоящей миной замедленного действия, способной в любой момент обрушить позиции губернатора.
Политика
Никто не сомневается в том, что депутаты утвердят Куйвашева если не единогласно, то во всяком случае с большим численным перевесом. Против проголосуют разве что коммунисты. Однако это благостное единодушие — не более чем иллюзия, способная сбить с толку неискушенного в парламентских интригах политика. Свердловское Заксобрание, избранное всего полгода назад, уже в самом ближайшем будущем может стать серьезной головной болью для Куйвашева.
Не секрет, что осенью прошлого года губернатор Мишарин руками главы своей администрации Вячеслава Лашманкина формировал парламент исключительно «под себя». Из-за провала «Единой России» часть «мишаринских кадров» в Заксобрание не попала, но все равно — лояльных предыдущей администрации фигур там достаточно, и как они поведут себя при новом губернаторе, не знает пока никто. При этом испортить жизнь Куйвашеву они могут легко — например, они вполне способны сорвать принятие бюджета или, как уже не раз бывало, программы управления госсобственностью.
Своеобразным символом этой «мишаринской» группы в Заксобрании является вице-спикер Анатолий Сухов — близкий друг экс-губернатора, железнодорожник, руководитель регионального отделения ОНФ и общественной приемной «Единой России». Обладатель такого количества постов теперь оказывается чужеродной фигурой в новой команде и потенциальным предводителем антикуйвашевского лобби, за которым будут стоять железнодорожники, не смирившиеся с потерей власти. К Сухову может примкнуть и другой вице-спикер — Елена Чечунова, также взлетевшая к вершинам власти при Мишарине и лишившаяся обещанного ей поста вице-премьера из-за его отставки. В новое правительство Чечунова вряд ли попадет, однако в Заксобрании сможет стать серьезным дестабилизирующим фактором.
Каждому из этих депутатов будет достаточно собрать вокруг себя группу из пяти-семи единороссов, договориться с оппозицией, и это позволит им блокировать практически любое начинание губернатора — в этих условиях большинство «Единой России» в 30 человек (из 50) вовсе не кажется таким уж прочным.
И самое главное — с этим парламентом и с этими депутатами Куйвашеву придется иметь дело в течение всего срока своих полномочий, до самого 2016 года. И это еще одна мина, заложенная при Мишарине, отменившем двухлетнюю ротацию Заксобрания и ликвидировавшем двухпалатный парламент. И если сам Мишарин в свое время смог провести лояльных депутатов в облдуму всего через несколько месяцев после прихода к власти, то Куйвашев такого шанса лишен — все пять лет он будет вынужден договариваться с чужими ему людьми. На какие жертвы и уступки придется ему для этого пойти, предсказать не берется никто.
Похожая картина сложилась и в отношениях с муниципалитетами. За два с половиной года Мишарин успел заменить часть мэров, введя во многих городах институт сити-менеджеров и де-факто назначив туда своих людей. С некоторыми мэрами отношения были безнадежно испорчены. И вот теперь Куйвашеву придется выстраивать эти отношения заново — мириться с теми, с кем поссорился Мишарин, и пытаться привлечь на свою сторону его ставленников. И вряд ли это дастся ему так уж легко: как правило, мэры — люди непростые и за лояльность наверняка попросят внушительные бонусы в виде дополнительных субсидий и дотаций. И вся загвоздка здесь в том, что денег на эти дотации у Куйвашева, похоже, нет.
Экономика
В экономике проблем после Мишарина осталось не меньше, чем в политике, — если не больше. Уже на первых встречах с пока еще временно исполняющим обязанности губернатора депутаты озвучили ему главную проблему — огромный дефицит областного бюджета. Весьма примечательно, что сумма дефицита — 12 миллиардов — была известна еще полгода назад, но до самого последнего момента ее словно бы никто не замечал, и только после отставки Мишарина выяснилось, что бюджет имеет все шансы быть неисполненным.
Благодаря Мишарину, распустившему осенью Заксобрание, бюджет-2012 принимался в конце года, в сжатые сроки, когда внести в него какие-то существенные изменения было невозможно. В итоге был принят вариант, написанный Мишариным и главой правительства Анатолием Грединым исходя из своих интересов. В результате в бюджете помимо дефицита заложены огромные расходы на различные мишаринские проекты, а также кредит на 7,5 миллиарда рублей. Теперь у Куйвашева есть два выхода: либо взять этот кредит и потом три года ломать голову над тем, как с ним расплатиться, либо же отказаться от него, одновременно урезав значительную часть расходов. И тот и другой вариант неизбежно окажется довольно болезненным, и выбор из этих двух зол будет одним из самых сложных для будущего губернатора.
Помимо бюджета, принятого, кстати, на три года, Мишарин оставил своему сменщику еще один закон, про который все потихоньку забыли, но который, несмотря на это, не перестал действовать. Речь идет о программе развития области до 2015 года, утвержденной в прошлом году Заксобранием. О выполнении этой программы правительство ежегодно должно отчитываться перед региональным парламентом. Само собой, документ этот был написан в соответствии со взглядами Мишарина на будущее области — там есть, например, пункты о высокоскоростных железнодорожных магистралях или о развитии выставочных комплексов. Укладываются ли эти идеи в планы Куйвашева — вопрос довольно спорный, но нести за них ответственность ему придется. Если программа развития будет сорвана, противники губернатора не упустят шанса обвинить его в этом.
То же самое касается и отдельных проектов Мишарина — в первую очередь многострадальных «Иннопрома» и «ЭКСПО», уже стоивших бюджету миллиарды рублей и в перспективе грозящих принести еще большие убытки. О нецелесообразности этих выставок говорилось уже не раз, однако экс-губернатор Мишарин не обращал на критику никакого внимания, продолжая вкладывать в них огромные деньги и попутно влезая в долги. Очевидно, что у Куйвашева такой возможности уже не будет: необдуманных трат ему не простят, да и сам он вряд ли питает такую же слабость к выставкам, как его предшественник. Однако незаметно свернуть эти проекты наверняка не удастся — так что новому правительству еще предстоит придумать, как объяснить общественности, что выставки, еще вчера провозглашавшиеся главным достоянием области, сегодня вдруг оказались убыточными и ненужными затеями.
Столь же непростые решения предстоят Куйвашеву и в вопросах продажи областной собственности. Стратегия Мишарина сводилась к тому, чтобы собственность (в первую очередь птицефабрики) продать, а вырученные деньги направить на погашение дефицита. Здесь ситуация примерно та же, что и с кредитами. Продав птицефабрики, можно получить «быстрые деньги», но последствия этой продажи наверняка еще не раз аукнутся правительству в будущем. Если же не продавать, то выпадающие доходы придется компенсировать урезанием расходов. Вряд ли Куйвашеву так уж хочется начинать свое правление с секвестра областного бюджета.
В итоге получается, что Мишарин оставил своему сменщику огромное количество трудных политических и экономических решений, которые он сам не смог (и вряд ли мог) довести до конца. И пока даже не ясно, представляет ли сам Куйвашев, с каким объемом проблем ему предстоит столкнуться буквально со дня своего утверждения. Судя по всему, как минимум первый год его губернаторского срока уйдет только на то, чтобы хоть как-то разобраться с наследством, доставшимся ему от предшественника.