Привлекательность Владимира Путина угасает, и этот процесс необратим. Так решили социологи аналитического «Левада-центра», сопоставив результаты многолетних опросов, пишет «Коммерсантъ».
По рейтингам доверия президент Путин по-прежнему остается самым популярным политиком страны, как это фиксируют все ведущие социологические службы России. Но устойчивые и «долгоиграющие» настроения общества социологи выявляют не через «лобовые» вопросы вроде «Кому из политиков доверяете?» или «За кого будете голосовать?». На такие вопросы каждый «лояльный человек всегда держит в голове «правильный» ответ», пояснил изданию директор «Левада-центра» Лев Гудков. Есть вопросы, не касающиеся политики, отвечая на которые респонденты не подбирают «правильных» ответов. Один из таких вопросов: «Каковы, на ваш взгляд, сильные стороны Владимира Путина?». Его «Левада-центр» регулярно задает с 2000 года. В конце апреля 2012 года социологи выявили, что оценка почти всех сильных сторон Путина вернулась на первоначальный уровень 2000 года, испытав пик в 2008 году.
Это означает, что в массовом сознании привлекательность «образа Путина угасает устойчиво и необратимо», считает господин Гудков. К примеру, «деловым» господина Путина в его третий президентский срок считают 39% россиян, тогда как в первый срок (с 2000 года) деловые качества выделили 49%, а к концу второго — 62% граждан. «Образованность» отмечают 28%, на старте карьеры это отмечали 23%, на пике — 52%. Такое качество, как «интеллигентность», тоже вернулось на уровень «нулевого»: в 2000-м было 19%, сейчас 18%, в 2008 году — 43%. Теряют привлекательность даже главнейшие качества — «сильный, волевой, мужественный», на которых всегда держался имидж господина Путина. Сейчас им придают значение 18% опрошенных. 12 лет назад было 25%, четыре года назад — 34%.
Девальвация всех качеств еще не означает, что общество разочаровано во Владимире Путине. Но директор «Левада-центра» уверен, что образ «мощного всевластного правителя медленно размывается», пишет «Коммерсантъ». Самое же страшное для вождя — это то, что его фигура «перестала восприниматься безальтернативной»: какой-либо новой фигуры массовое сознание пока не ищет, но прежняя совершенно очевидно стала надоедать.