Дата: 09.07.2003

«Дети лейтенанта Суркова»

Не секрет, что сегодня вся политика в России делается в Кремле, то есть президентскими и околопрезидентскими структурами. «Кремлевский проект» — это, на сегодняшний день, единственная возможность для любой политической структуры реально участвовать в жизни страны, да и просто информировать общество о себе и своей деятельности.


Естественно, что на фоне централизации политических процессов и их замыкания на администрацию Президента, оставшиеся без работы частные предприниматели от политики пытаются мимикрировать под «верных путинцев» и попытаться снять сливки с желания региональных предпринимателей принять участие в финансировании президентских программ. Спекуляция на политических амбициях и понятном желании быть ближе к власти — это технология, описанная еще Ильфом и Петровым. В условиях путинской России она просто видоизменилась исходя из велений времени.

Можно ли отличить «кремлевский проект» от любого другого — некремлевского или маскирующегося под таковой?

Попробуем выявить несколько очевидных признаков, позволяющих однозначно сделать заключение относительно истинных корней изучаемой общественно-политической организации и ее причастности к кремлевской политике.

семь признаков близости к кремлю

• Массивное освещение деятельности в федеральных СМИ, являющихся на сегодняшний день едва ли не важнейшими рычагами власти в России. Как бы ни маскировались проекты власти под «самобытные» и «идущие из глубины общества», реальность такова, что только о создании и деятельности нужных организаций информируют по центральным каналам.
Возьмем для примера «Идущих вместе», «Наших» или «Молодую гвардию».

Как только эти организации возникли — они сразу оказались в центре внимания федеральных СМИ. По новостям появляются репортажи об их создании, об учредительном съезде, проводимых мероприятиях. Роль и значение этих организаций для судеб России обсуждают эксперты и политологи в прайм-тайм. Лидеров и сторонников этих организаций охотно и часто самих приглашают выступить в различных ток-шоу.

• Масштаб мероприятий и их география. «Кремлевский проект» всегда имеет общегосударственный формат, с акцентированием на Москву. Большинство мероприятий проходит в Москве или Центральной России, а в остальной стране деятельность организаций сводится к точечным акциям, с обязательной их фиксацией в федеральных СМИ.

• Наличие общероссийской сетки. И действительно, масштабность политических проектов Кремля проявляется и в деталях. Все-таки создание и содержание всероссийской вертикали в современных условиях дело дорогое и хлопотное. Пожалуй, даже более дорогое и хлопотное, чем проведение крупных акций. Собрать в одном месте несколько тысяч людей и раздать им флаги — это доступно многим. А вот наладить всероссийскую сеть — с офисами, инструкторами, конференциями, обучающими программами, обеспечить организацию офисом, транспортом, оргтехникой и так далее — это уже совершенно другой уровень.

• Лидеры и участники. Нет ни одного примера, чтоб во главе кремлевского проекта оказывались посторонние для администрации Президента люди. Во
главе «Идущих вместе» и «Наших» неизменно стоит недавний сотрудник Администрации Президента Василий Якеменко. «Молодую гвардию» возглавили такие медийные фигуры федерального значения, как Иван Демидов и Федор Бондарчук, так сказать, кровь от крови, плоть от плоти московской тусовки. В такой кадровой политике есть вполне понятная и правильная логика: доверять контроль над значительными финансовыми потоками малопонятным и посторонним людям — дело опрометчивое и чреватое всяческими проблемами.

• Подключение административного ресурса. Не секрет, что для проведения своих мероприятий прокремлевские общественно-политические организации без проблем получают разрешения в любых органах. Дай про «массовку» кремлевский проектов тоже следует сказать особо.

Судя по организованности и массовости вступления в них учащейся молодежи, до руководителей вузов просто «доводится мнение» о желательности участия в проекте студе
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать