В самый разгар скандала с Pussy Riot мэром крупного промышленного центра стал евангельский христианин.
Выборы мэра Тольятти, второй тур которых прошел 18 марта, принесли сенсацию федерального масштаба. И дело не только в том, что «Единая Россия» в очередной раз потерпела поражение, но и в том, что победу на них одержал бывший протестантский миссионер Сергей Андреев, которого всю кампанию клеймили «баптистом».
Фотография из блога Сергея Андреева
На вчерашних выборах Андреев набрал почти 57% голосов, а его соперник-единоросс — на 17% меньше. Андреев баллотировался на выборах как самовыдвиженец.
На первый взгляд, в политической карьере Сергея Андреева нет ничего необычного: в конце 1990-х он возглавлял в Тольятти районный комитет по делам молодежи, потом неоднократно переизбирался депутатом — сначала городской, а потом и губернской думы. В 2010 году стал министром природопользования Самарской области. В 2008 году уже баллотировался в мэры Тольятти, но был снят с выборов.
Однако помимо собственно политики Андреев известен и как религиозный деятель, причем не православный, как это чаще всего случается с российскими политиками, а протестант. Еще в 1993 году, в возрасте 20 лет, он основал в Тольятти организацию под названием «Живое слово». По имеющимся сведениям, в реестре религиозных организаций «Живое слово» значится как «христианское просветительское общество, организация евангельских христиан-баптистов».
Как пишут различные интернет-издания, в том числе и протестантские, Андреев был не просто организатором, но и активным проповедником и вроде бы даже окончил соответствующие курсы в Санкт-Петербурге. После шести лет работы в «Живом слове» его и взяли в городскую администрацию — в отдел по делам молодежи. По некоторым данным, связь с протестантами он не утратил — ряд СМИ сообщает, что подписи за Андреева помогали собирать прихожане одной из местных протестантских церквей.
Само собой, религиозный вопрос всегда сопровождал карьеру Андреева-политика. Именно эту карту пытались разыграть его соперники на выборах мэра Тольятти. Во-первых, сначала просто приклеили к Андрееву ярлык «баптиста и сектанта», а во-вторых, разместили на улицах провокационные билборды со слоганом «Свет или проклятье. Выбирай, Тольятти». Свет на этих щитах символизировал православный Спасо-Преображенский собор Тольятти, а проклятье — Центральная церковь евангельских христиан-баптистов (город Бендеры, Приднестровье), над которой летает черный ворон.
Сам Андреев своей религии не скрывает — признается в том, что он протестант, но связь с баптистами отрицает. «Я не сайентолог, не баптист и не кришнаит. Я евангельский христианин. Это одно из направлений протестантизма. Но я не считаю, что вопрос религии или вероисповедания — это предмет публичных обсуждений. Люди, которые этим спекулируют, — необразованные, невоспитанные и далекие от современного мира. Мне кажется, что у нас в стране люди равны независимо от цвета кожи, цвета глаз, вероисповедания и материального достатка. Поэтому говорить, кто обладает преимуществом или недостатком — мусульманин, христианин или кришнаит, — это глупость несусветная, свойственная людям необразованным и недалеким. Но поскольку прицепиться было не к чему, попытались прицепиться к христианским принципам», — говорил он в одном из интервью накануне выборов.
И вот жители Тольятти сделали выбор. Между единороссом и протестантом выбрали протестанта. Получается, что Андреев прав: религиозный вопрос для избирателей оказался не настолько важным, как это может показаться.
Победа Андреева особенно показательна на фоне продолжающегося скандала вокруг панк-группы Pussy Riot. Вот как комментирует ситуацию президент Института развития и модернизации общественных связей Федор Крашенинников: «Последние лет 15–20 мы постоянно слышим о том, что Россия — это православная страна и большинство ее жителей заведомо лояльны к РПЦ и подозрительно относятся к любым другим конфессиям. Сейчас, на фоне скандала вокруг панк-группы Pussy Riot, эта тема активно разогревается некоторыми кругами. Между тем реальная ситуация с религией и настроениями людей в нашей стране совершенно иная. Начиная с конца 80-х годов во многих регионах страны начали развиваться различные протестантские общины. До начала нулевых годов государство смотрело на их активность сквозь пальцы, однако при Путине приоритеты государственной политики были расставлены четко: все ставки были сделаны на поддержку РПЦ и затруднение миссионерской работы других христианских конфессий. Однако есть масса свидетельств о том, что в ряде регионов России протестанты продолжают наращивать свое влияние. И судя по всему, делают они это довольно успешно, хоть и незаметно. Здесь надо отметить, что протестанты традиционно более сплоченны и активны, чем православные».
«Главных выводов из ситуации в Тольятти в рассматриваемом аспекте два. Во-первых, для наших людей не принципиальны религиозные воззрения кандидата. Во-вторых, сама по себе принадлежность кандидата к протестантизму не вызывает такого уж большого неприятия, чтоб на этом можно было сыграть. То есть принадлежность к православию — это совсем не обязательное требование к успешному политику. Мы в очередной раз убеждаемся, что наши люди в своем большинстве гораздо толерантнее и либеральнее, чем политическая элита. Мне кажется, это очень важный сигнал, и надо его услышать!» — считает Федор Крашенинников.