Одной из самых обсуждаемых тем в екатеринбургской медиасреде в последние дни стали долги, которые областная власть накопила перед журналистами за предвыборную агитацию. Между тем главный смысл этой истории не в том, что чиновники не выполняют свои обязательства, а в том, что кампания Путина ведется за непонятные деньги и этого уже никто не скрывает.
В журналистской среде все последние дни активно распространяется новость о том, что СМИ никак не могут получить деньги, обещанные им за пиар митинга в поддержку Путина и за другую предвыборную агитацию. Во всех случаях говорится, что средствами на ведение кампании распоряжается вице-премьер Алексей Багаряков — именно он обещал журналистам деньги, и он же теперь отказывается платить.
Так, информагентство «Уралинформбюро» опубликовало сегодня письмо менеджера одной из рекламных компаний Екатеринбурга, организовывавшей пиар-поддержку митинга и предвыборную агитацию. Письмо адресовано редакциям СМИ, и в нем прямо говорится о том, что деньги от Багарякова до сих пор не пришли.
«У меня для Вас не слишком радостная информация, — пишет менеджер, — Отчет по выходам в СМИ за прошлую неделю с суммами (включая выходы, которые ставил еще Ананьев) был сдан Багарякову еще в субботу, 28.01.12. Во вторник, 31.01.12, был отправлен отчет с суммами за 30.01.12. Все было согласовано. Оплата была обещана до конца этой недели, то есть не позднее 03.02.12. Тем не менее, на нашем счету до сих пор нет ни копейки за услуги СМИ в период с 23 по 30 января. И Багаряков на связь с нами не выходит.
Через нас были оплачены подрядчикам прошлые размещения в СМИ, за период 10–21 января, а также анонсирование митинга 24–27 января (ТВ, Радио, Мультивидеоэкраны). При этом наше агентское вознаграждение за эти услуги (оговоренное и согласованное с Багаряковым) нам до сих пор не поступило. Вчера, 02.02.12, от имени нашего руководства Багарякову было отправлено официальное письмо с просьбой конкретизировать дату оплаты всех сумм. Ответа не последовало.
Мы, как Агенты, вряд ли сможем оплачивать размещения, инициированные Багаряковым, до получения денег от Клиента. В дальнейшем по вопросам оплаты за услуги в период с 23 по 30 января имеет смысл обращаться напрямую к Багарякову Алексею Владимировичу: 8-967-ХХ-ХХ-741. Именно он курирует вопросы этих оплат».
Главный смысл этого письма — это, конечно, не новость о недобросовестности вице-премьера Багарякова. Те, кому приходилось работать с ним, наверняка могут рассказать и не такое. Главное — это то, что в Свердловской области фактически вскрыта схема финансирования предвыборной агитации, прямо нарушающая предвыборное законодательство. Как известно, агитация в СМИ разрешена только с 4 февраля — это во-первых. А во-вторых, любая агитация должна оплачиваться из избирательного фонда. В нашем же случае ничего этого нет.
Если говорить прямо, картину, вытекающую из опубликованного «Уралинформбюро» письма, можно обрисовать следующим образом: один из государственных чиновников, обладающий весьма неоднозначной репутацией, получает некие деньги на предвыборную кампанию Путина. Источник денег — неизвестен. Далее этот чиновник через посредника нанимает СМИ для размещения агитации, не разрешенной законом. СМИ агитацию размещают, но деньги не получают. Вопрос о том, откуда пришли и куда ушли деньги, остается открытым.
Эта ситуация примечательна тем, что она хорошо демонстрирует принципы, на которых построена предвыборная кампания Владимира Путина: неучтенные деньги, нарушения закона, невыполнение обязательств, и за всем этим стоят чиновники, не несущие за это никакой ответственности. По сути, речь идет о черной кассе, из которой оплачивается такой же черный пиар. Или, как мы видим, иногда даже и не оплачивается.