Глава Центризбиркома Александр Вешняков, находясь в Архангельске, сделал сенсационное заявление. Он предложил совместить выборы губернаторов, срок полномочий которых истекает в 2003 году с выборами в Государственную Думу России, а тех, кто должен оставить свой пост в 2004 – с выборами президента.
Вполне вероятно, что делая подобное заявление, Александр Вешняков руководствовался не только интересами центральной избирательной комиссии, но и мнением Кремля. В таком случае его заявление означает, что центральная власть предлагает губернаторам выступить на предстоящих выборах единым фронтом и разделить результаты общей победы. Иными словами, Кремль согласен заключить с нынешними губернаторами предвыборный союз, равно выгодный для обеих сторон.
С одной стороны, в Кремле рассчитывают стянуть на федеральные выборы все политические и экономические ресурсы, доступные местным элитам. Такая поддержка, по всей видимости, позволит пропрезидентской партии на горбу у губернаторов въехать в Думу и захватить в ней не менее двух третей мест. Прежде всего, такой прорыв может оказаться возможным за счёт проталкивания кандидатов от Кремля по одномандатным округам, которые, как правило, контролируются губернаторами. Президенту же Путину дружба с местными элитами должна помочь выиграть президентские выборы в один тур.
Кроме того, совмещение выборов, по всей видимости, позволит губернаторам почувствовать себя «нужными Кремлю», и станет ещё одним шагом в укреплении единства всех органов власти. Выдвинутые от партии власти, избранные в едином блоке с президентом Путиным, при деятельной поддержке Кремля, губернаторы должны будут ощутить себя составной частью пресловутой властной вертикали, своеобразной «командой Путина».
Но такие «консолидированные» выборы окажутся не менее выгодными и для ныне действующих губернаторов, во всяком случае, для тех из них, кто согласится вступить в союз с Кремлём. По большому счёту, нынешнее заявление Вешнякова можно рассматривать как гарантию переизбрания тем главам субъектов федерации, которые проявят лояльность по отношению к президенту и партии власти. Косвенно это доказывает и решение конституционного суда, разрешающее главам регионов избираться на третий срок.
Скорее всего, первыми инициативу Кремля поддержат губернаторы, вошедшие в прокремлёвскую партию власти. И, нет никаких сомнений в том, что такие отцы-основатели «Единой России» как Юрий Лужков и Владимир Яковлев поспешат воспользоваться подарком федерального центра. По всей видимости, не отстанут от них и генералы-губернаторы «путинского призыва», такие как глава Подмосковья Громов или ульяновский губернатор Шаманов. Впрочем, новое предложение о сотрудничестве кремль, скорее всего, адресовал не им, а «независимым» губернаторам, таким как Саратовский губернатор Аяцков, президент Башкирии Рахимов или Свердловский губернатор Россель, в поддержке которых Кремль не был уверен. Стратегическое предвыборное предложение, по мысли Кремля, должно было склонить этих влиятельных региональных лидеров к союзу с федеральным центром и «партией власти».
Политические преимущества, которые получают обе стороны в результате принятия инициатив Вешнякова, легче всего проанализировать на примере губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя. Срок его губернаторских полномочий истекает в августе 2003 года. Благодаря инициативе центризбиркома, Россель может получить три лишних месяца, и, более чем вероятно, четыре дополнительных года в губернаторском кресле.
На данный момент Эдуард Россель и его политический блок «Преображение Урала» представляют собой наиболее значимую политическую силу в регионе. Это подтверждает и зашкаливающий рейтинг губернатора, и апрельские выборы в областную думу, на которых губернаторский блок намял бока даже партии власти – «Единству и Отечеству». Большинство уральских политологов склонно считать эту победу личной заслугой губернатора.
В победе Росселя<