Решение Священного Синода РПЦ о переводе архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия к новому месту службы, в Среднюю Азию, вызывает все больший ропот и брожение в местных православных кругах. Такой вывод можно сделать из обращения к патриарху Кириллу и последовавшего бонусом к нему требования вернуть Викентия (уже прозванного в народе митрополитом Ташкентием) в Екатеринбург. Один из подписантов от радикальных призывов уже открестился, а первый документ, размещенный на сайте некоей информационно-аналитической службы «Русская народная линия», и вовсе загадочно исчез. Телефон редакции при звонке на него представляется как несуществующий. Подробности борьбы за Викентия — в материале ИА «Политсовет».
Напомним, чуть более недели назад Священный синод Русской православной церкви принял ряд кадровых решений. На Омскую и Тарскую кафедру был назначен митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. Митрополитом Ташкентским и Узбекистанским было определено быть «нашему» архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому Викентию.
Отныне Викентий будет контролировать Бишкекскую, Душанбинскую и Ташкентскую епархии, а также Патриаршее благочиние приходов Русской православной церкви в Туркменистане. Указом патриарха, Викентий уже возведен в сан митрополита.
По неофициальной информации, все произошедшее даже для самого уральского владыки стало неожиданностью. Местная же клерикальная общественность, привыкшая к нему за 12 лет, и вовсе впала в состояние ступора. Очевидно, по этой причине некто наиболее активный и разочарованный решением верхушки РПЦ решил пойти проверенным путем подготовки «письма трудящихся в ЦК».
Как пишут авторы обращения к патриарху Кириллу, сегодня на екатеринбургской земле стоит ни много, ни мало, «плач». Пафос почти трехстраничного документа – Средний Урал под мудрым руководством именно Викентия встал в свое время с колен, а с его отъездом рискует вновь на них пасть.
«У тысяч людей опустились руки — весть о том, что мы лишаемся нашего дорогого Отца и Архипастыря Высокопреосвященнейшего Владыки Викентия неожиданной и сильной болью отозвалась в наших сердцах. Владыка Викентий, дарованный Богом многострадальной Екатеринбургской земле и посвященный Церковью на служение Екатеринбургской пастве — стал за время своего архипастырства родным отцом для сотен и тысяч верующих», — в таком стиле выдержан весь документ.
Владыка Викентий позиционирован в нем как скромнейший труженик, истинный Пастырь, а перевод его — как шаг, наносящий «живую рану» огромному числу людей.
Характерно, что авторы «мирного» письма не выдвигали каких-либо просьб или требований к патриарху. Они лишь констатировали, что перевод Викентия — потеря для Урала, не утверждая, правда, при этом, что это приобретение для среднеазиатских стран.
Об истории появления первого письма ИА «Политсовет» рассказал советник свердловского губернатора Александра Мишарина Вадим Дубичев: под документом стоит и его подпись.
«Да, мне звонили в пятницу. Я не помню точно, кто это был, видимо, кто-то из активистов. Мне предложили дать согласие на то, чтобы моя подпись стояла под открытым письмом патриарху Кириллу после того, как мне его зачитают по телефону. Однако я согласился только с первой частью текста, где говорится об исключительных заслугах архиепископа Викентия перед Свердловской областью. С критикой в адрес решения Кирилла о переводе владыки Викентия в другое место я в корне не согласен», — заявил господин Дубичев.
С чиновником трудно не согласиться. Второе письмо в РПЦ носит куда более радикальный характер. Авторы говорят о нарушении принципа соборности в подготовке столь важных решений, удивляются скоропалительности его принятия и требуют вернуть им Викентия и сохранить целостность Екатеринбургской епархии. Корни решений Синода и патриарха они видят в неких экономико-политических резонах верхушки РПЦ.
«Мы выражаем свое несогласие, как с самим фактом смещения Владыки, так и с формой, в которой это произошло. Такое чувство, что эта спешка не является случайной, чтобы люди, которых лишают любимого Пастыря, не успели придти в себя и адекватно прореагировать на изменения, а именно - выразить свое несогласие с заменой Владыки. Человек - не фигурка на шахматной доске, тем более человек, перемещение которого потянет за собой целый шквал событий, кадровых перестановок, а может быть и трагедий в жизни людей. Где тут любовь, заповеданная Господом нашим Иисусом Христом?», — задаются вопросами подписанты.
Официальная реакция РПЦ на обращения пока неизвестна. Тем не менее, уральский протест — не единственный в России. Как сообщает информагентство «ОмскИнформ», представители местной епархии также обратились к патриарху Кириллу с просьбой не отправлять на покой митрополита Омского и Тарского Феодосия. Пафос до боли схожий с екатеринбургским вариантом: авторы письма уверяют, что они без него «осиротели».
Характерно, что Феодосий, как и Викентий, стал жертвой кадровой трехходовки «Екатеринбург-Омск-Ташкент»: он уступил место приехавшему из Узбекистана владыке Владимиру.
ИА «Политсовет» будет следить за развитием событий.