Несмотря на рост доходов, регионы становятся более зависимыми от федеральных трансфертов. При этом губернаторы предпочитают наращивать социальные расходы в ущерб капитальным. В итоге количество «дефицитных» регионов продолжает увеличиваться. Если перед кризисом таковых насчитывалось 37, то в прошлом году их число выросло до 63, пишет «РБК daily».
«Регионы становятся более зависимыми от трансфертов из федерального центра», — сделал вывод директор по международным региональным финансам Fitch Владимир Редькин на конференции «Кредитоспособность и инфраструктурное развитие городов и регионов России».
Тратят деньги губернаторы, по мнению экспертов, не слишком рационально. Доля социальных расходов регионов увеличивается, вытесняя капрасходы. К тому же, учитывая «предвыборность» 2011 года, можно прогнозировать, что соцрасходы будут расти и дальше, говорит господин Редькин.
«Это не радует, особенно учитывая то ужасающее положение инфраструктуры, которое наблюдается сейчас», — говорит завлабораторией бюджетного федерализма Института Гайдара Владимир Назаров. Однако не надо забывать, что и капрасходы у нас зачастую малоэффективны — слишком велика доля коррупционной составляющей, добавляет он.
Вместе с тем количество дефицитных регионов продолжает расти устрашающими темпами. В 2008-м таковых насчитывалось 37, годом позже — 57, а в 2010 году их число достигло 63. В аутсайдерах находятся Чукотский АО, Мордовия и Сахалинская область. В лидерах, сумевших нарастить бюджетный профицит, находятся Ямало-Ненецкий АО, Алтайский край и Иркутская область. Москва балансирует в легком профиците, Санкт-Петербург ушел в минус, отмечает «РБК daily».
Начальник аналитического отдела Rye, Man & Gor Securities Алексей Минаев считает, что рост числа дефицитных регионов — следствие повышения расходов по стране. Кроме того, не каждый субъект обладает благоприятной внешней конъюнктурой (например, сырьевым экспортом).
Настораживает и тот факт, что в структуре долга регионов доминируют краткосрочные банковские и нерыночные бюджетные кредиты.
«Банковские кредиты относительно дорогие и весьма ограничены по срокам. Это чревато потерей платежеспособности для регионов», — поясняет господин Назаров.
По его мнению, в большинстве регионов не проводится серьезная работа со своим долгом, а региональный рынок облигаций удручающий.
«Федерация должна ужесточить бюджетные ограничения — это будет подталкивать регионы к более ответственной бюджетной политике. Можно посоветовать два инструмента: от дотаций на сбалансированность перейти к временной финансовой администрации и делать ставку на резервные фонды», — говорит он.