Архитекторы и чиновники продолжают поиск консенсуса в вопросе реконструкции легендарного мемориала «Черный тюльпан» в Екатеринбурге.
Как сообщает «Уральский рабочий», концепция, заложенная в первоначальный проект скульптором Константином Грюнбергом, в основном сохранена. Впрочем, стесненность пространства, необходимость увязки в единый комплекс и единый образ старого афганского и обновленного чеченского фрагментов и масса других вводных оставляли совсем немного места для полета творческой фантазии. Оставалось лишь найти наиболее взвешенное решение, грамотное как в архитектурном, так и в этическом смысле.
Таковым, по общей оценке членов Градостроительного совета Екатеринбурга, стал проект, разработанный в мастерской академика архитектуры Геннадия Белянкина. Этическая основа предложенного подхода в том, что не следует без крайней необходимости трогать то, что было когда-то создано, открыто и много лет существует как памятник. А коль скоро для размещения имен всех воинов, погибших в чеченской кампании (их 450), требуется установка крупных пилонов, то пилоны эти можно установить непосредственно на существующие мемориальные камни. Техническая сторона такой монтажной операции тоже продумана. Архитектурное же решение предусматривает, что чеченские пилоны будут несколько ниже афганских, а арка-звонница — выше и стройнее, отмечает издание.
Очень важно, что данный проект устраивает не только архитектурную элиту города, но и ветеранскую общественность и родственников тех, кто погиб в Афганистане и Чечне.
Авторам предложено продолжить работу вплоть до подготовки рабочих чертежей. По мнению председателя Градостроительного совета, главного архитектора Екатеринбурга Михаила Вяткина, достойно внимания и высказанное в ходе обсуждения предложение Владимира Холмецкого о том, чтобы перенести звонницу в центр композиции, сделав ее подлинной доминантой мемориала.
«Говоря об одобренном проекте, нельзя не упомянуть и о другом, разработанном по собственной инициативе членом Градсовета Борисом Демидовым — такое неравнодушное отношение к предмету дискуссий делает ему честь. Тем более что проект действительно хорош. По оценке, прозвучавшей в ряде выступлений, он превосходит другие варианты чистотой и строгостью линий, отличается композиционным единством, содержит интересную творческую находку — расколотую черную плиту, как бы парящую в воздухе. Увы, его реализация связана с переделкой не только чеченской, но и афганской части мемориала, а это не только дополнительные затраты, это вмешательство в жизнь существующего памятника, чего лучше бы избежать», — заключает «Уральский рабочий».