Журнал «Эксперт» раскритиковал проект строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Екатеринбург-Москва, активно продвигаемый свердловским губернатором Александром Мишариным.
Напомним, глава региона уже подписал распоряжение о придании статуса губернаторской программы проекту строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ). На возведение этой дороги общей протяженностью 2100 км потребуется как минимум 2,5 трлн. рублей.
«Если населению регионов ВСМ сулит ощутимую выгоду, то инвесторам проекта — сплошные убытки», — отмечает в своей публикации издание.
По замыслу, новая магистраль должна соединить сразу десять субъектов федерации. Но прямое сообщение предполагается организовать только на маршруте Москва—Владимир—Нижний Новгород—Казань—Екатеринбург. А до крупных городов Уральского региона — Перми, Уфы, Челябинска, Тюмени и Нижнего Тагила — планируется построить ответвления. Все это позволит сократить время в пути почти вдвое. Если сейчас поезд из Москвы в Екатеринбург идет почти 27 часов, то по ВСМ это расстояние он преодолеет примерно за 12–13 часов.
«Это, пожалуй, единственная очевидная выгода, на которую могут рассчитывать инициаторы строительства новой магистрали. Правда, в правительстве Свердловской области так не считают. Местные власти уверены, что ВСМ не только важный социальный, но еще и потенциально коммерчески успешный проект.
«Коэффициент рентабельности проекта составляет 1,4, то есть при выходе на полную мощность экономическая выгода составит порядка 3,5 триллиона рублей», — говорится в сообщении департамента информационной политики Свердловской области. На чем базируются эти выкладки, непонятно: методику расчета показателей рентабельности администрация представить не смогла», — констатировал автор «Эксперта».
Субъекты федерации, по территории которых должна пройти новая ВСМ, финансировать этот проект отказались. И понятно почему. Во-первых, стоимость строительства 1 км пути новой ВСМ выходит никак не меньше 30 млн. евро. Это слишком дорого. Например, при возведении ВСМ Москва — Санкт-Петербург на 1 км пути планируется потратить чуть более 10 млн. евро. В Западной Европе стоимость аналогичных проектов составляет от 15 млн. до 25 млн. евро за километр, а в Китае, активно строящем сеть ВСМ на своей территории, — примерно 9 млн. евро», — отмечает «Эксперт».
«Строить ВСМ Екатеринбург—Москва сейчас просто нецелесообразно. А раз так, то красивую идею свердловского губернатора имеет смысл отложить до наступления лучших времен», — рекомендует «Эксперт» свердловским чиновникам.