ОАО «Банк24.ру» меняет стратегию работы с физическими лицами. Изменения коснулись одного из самых востребованных продуктов кредитной организации — интернет-счета. Раньше этот продукт сочетал в себе оперативность управления личными финансами с высокой доходностью. Ставки по нему были сопоставимы с доходностью по банковским вкладам, достигая 11% годовых. При этом по сути продукт был аналогом вклада до востребования, так как деньги с интернет-счета можно снять в любой момент. Именно высокие проценты стали для многих клиентов стимулом воспользоваться предложением Банка24.ру.
С 1 апреля ситуация изменится коренным образом. Банк принял решение в очередной раз уменьшить ставку на остаток денежных средств на интернет-счетах физических лиц — на сей раз до психологического барьера в 5% годовых. В результате этот продукт перестал быть лидером рынка по доходности. Целый ряд кредитных учреждений сейчас предлагают аналогичные сервисы с более высокой процентной ставкой.
Таким образом, из двух преимуществ интернет-счета Банк24.ру решил оставить только одно. Можно предположить, что руководство кредитной организации пришло к выводу, что качество интернет-банка и его многочисленные сервисные возможности уже сами по себе являются столь значительным конкурентным преимуществом, что больше не нуждаются в поддержке со стороны высокой ставки, а внедряя информационные технологии, можно перестать платить клиентам за пользование их денежными средствами.
Не исключено также, что руководство Банка24.ру намерено повысить финансовую отдачу от своего высокотехнологичного проекта. Вполне вероятно, что таким образом оно может пытаться компенсировать многочисленные затраты, связанные с переходом на новую информационную систему и созданием вариативных интернет-сервисов, предложенных клиентам в последние месяцы. Фактически в таком случае все затраты могут быть просто переложены на плечи клиентов банка. Естественно, кредитная организация старается делать это как можно более незаметно, пошагово увеличивая тарифы на обслуживание и параллельно повышая собственное комиссионное вознаграждение.
Более того, нельзя исключать, что руководство банка пришло к выводу о том, что уже создало достаточно большую и лояльную базу пользователей для того, чтобы она начала наконец приносить дивиденды.
Насколько эффективной окажется такая стратегия, покажет время. Но не исключено, что, снизив процентный доход, банк может попасть в собственную ловушку. Дело в том, что технические достижения Банка24.ру не являются уникальными. Аналогичные продукты продают и другие кредитные учреждения. В ситуации, когда сам банк отказался от первенства в области доходности, он может начать терять клиентов. Тем более что его конкуренты вряд ли не отреагируют на подобную возможность.
Вероятность этого сценария обусловлена тем, что многие клиенты признают, что пользовались интернет-банком Банка24.ру во многом из-за высоких ставок по интернет-счетам. Реакция потребителей услуг Банка24.ру на любые изменения размера ставок более чем показательна: клиенты просто выводят свои сбережения.
Примером может служить ситуация с объемом депозитов физических лиц до востребования. После снижения ставки по этим видам счетов в банке было отмечено резкое снижение показателей. Так, только за первый месяц 2010 года объем депозитов физических лиц до востребования сократился на 17,5 млн. руб., или на 33,49%, — с 52,247 млн. руб. по состоянию на 1 января до 34,747 млн. руб. на 1 февраля 2010 г. Об этом свидетельствуют данные отчетности кредитной организации, опубликованные на сайте ЦБ РФ.
Не спровоцирует ли снижение ставок по интернет-счету аналогичный исход пользователей из Банка24.ру, мы узнаем в ближайшем будущем.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» <iframe width="0" hei