Социальные проблемы Тольятти не исчерпываются ситуацией на АвтоВАЗе. Но все они порождены кризисом и не могут быть разрешены независимо от судьбы главного предприятия города. К такому выводу пришли специалисты Института глобализации и социальных движений, изучив ситуацию на АвтоВАЗе и в Тольятти. «Правительственные меры «оздоровления компании» сводятся к планам раздробления завода на бизнес-единицы с привлечением крупного иностранного инвестора и выделению финансовых средств, расходуемых на выплату долгов и временную социальную поддержку работников завода. Между тем кризис производства на АвтоВАЗе затрагивает всю социально-экономическую инфраструктуру города. Без модернизации предприятия при сохранении его целостности, без направленной поддержки и развития всей социальной сферы города разрешить проблемы не удастся», — отмечают ученые скептики.
Действия правительства по урегулированию ситуации в Тольятти, рассмотренные в комплексе, позволяют увидеть единую линию, проводимую более или менее последовательно, — спасение «отверточного» производства. Одновременно осуществляется ситуационная социальная поддержка трудящихся.
«Отверточное производство означает гибель автомобильной промышленности в России как единой самодостаточной отрасли. Расчленение огромного завода на несколько мелких предприятий означает, что перед правительством встанет задача не закрыть огромный завод и одномоментно оставить без работы почти сотню тысяч человек, а постепенно закрывать более мелкие предприятия», — полагает Борис Кагарлицкий, директор ИГСО.
По его словам, рабочих по мере необходимости будут успокаивать то пособиями, то общественными работами, то переводами на временную работу и т.п.
«Занятые на АвтоВАЗе — это почти седьмая часть населения города, который вырос за 50 лет в 60 раз вокруг завода. Ликвидация базового предприятия — сокрушительный удар по бюджету, рынку труда, всей социальной сфере города», — отмечает Анна Очкина, руководитель Центра социального анализа ИГСО.