Чем меньше слышно становится о распиаренном несколько лет назад проекте «Урал промышленный — Урал Полярный», тем чаще специалисты задаются вопросом: а был ли мальчик? Своими мыслями на этот счет с «Областной газетой» сегодня поделился директор института экономики УрО РАН Александр Татаркин.
Признавая, что теоретически идея воспользоваться богатствами Полярного Севера для промышленников Свердловской области и Южного Урала чрезвычайно интересна, экономист задается целым рядом вопросов тактического плана.
«Мы неизбежно столкнемся с проблемой, которая связана с традиционными методами добычи и вовлечением в хозяйственный оборот разведанных богатств. Запасы сырьевых ресурсов на Полярном Урале характеризуются не массовым залеганием, а идут как бы россыпью. Там нет особо крупных месторождений. Есть небольшие, их много, полосами, и даже при существующих технологиях их можно отработать за год или два. А что потом? Переходить дальше, на новое место, иногда за 100—200 километров?» — задается вопросами ученый.
«Когда разговор заходит об этих запасах, я не возражаю, что они есть. Да, их надо разрабатывать, новые месторождения могут существенно «подпитать» промышленность Урала и России в целом. Но как экономист не могу согласиться, во-первых, с тем, что это сырье можно легко добыть, а во-вторых, что полярные ресурсы соответствуют тем прогнозным оценкам, которые давались ранее. Считаю, что к полярным территориям нужно относиться особенно бережно, разумно, не повторять ошибок, допущенных, например, при строительстве Байкало-Амурской магистрали», — отмечает Александр Татаркин в интервью «ОГ».
«На Полярном Урале есть железная руда, хотя и не так много, как бы того хотелось, есть хромиты, каменный уголь, золото, серебро, вольфрам, молибден, нефть, газ. Однако насколько наши затраты будут велики и сопоставимы с мировыми ценами на аналогичные ресурсы? Мы живем в системе рыночного хозяйства. И наши промышленники не станут покупать, условно говоря, тонну железной руды за 1 тыс. рублей, если на мировом рынке, в других странах она стоит 700. Значит, надо сравнивать, считать. И поступать как люди, всем сердцем болеющие за последствия, адекватность принимаемых решений: скажем, какое-то сырье надо добывать уже сейчас, это очевидно, а от чего-то, возможно, пока отказаться, повременить», — заявил в интервью «Областной газете» директор института экономики УрО РАН.
«Когда наш институт готовил Транспортную стратегию, мы услышали, что в будущем с Полярного Урала будут вывозиться миллионы тонн угля. Но когда мы с геологами и экологами провели необходимые исследования, то оказалось: уголь, который существует на территории Ханты-Мансийского автономного округа и Ямала, вывозить будет нельзя. Противопоказано! Почему? Он очень зольный и пыльный. Если попрем его поездами на юг, то однозначно погубим северную экологию в радиусе, как минимум, 50 километров от пунктов перевозки. Именно тогда ученые и высказали свои рекомендации: лучше уж построить на данном угле пару тепловых электростанций в Югре и через ЛЭП передавать получаемую электроэнергию на Урал, в сопредельные регионы, а не загрязнять природу, не ухудшать хрупкую экологию края. Из этого же ряда — медь и полярные бокситы. Наши расчеты показывают: овчинка выделки не стоит», — констатировал в интервью «Областной газете» известный экономист.