В Свердловской области не за горами выборы в Областную Думу (по плану — в марте 2010 года), и уже скоро партии начнут свои неофициальные предвыборные кампании. Пока же политические организации и их лидеры присматриваются к избирателям, пытаясь понять, как развивающийся экономический кризис повлиял на сердца, желудки и электоральные предпочтения населения.
«Справедливая Россия», благополучно провалившая выборы в Екатеринбургскую городскую думу (партия власти №2 не сумела взять ни одного мандата из 35, стоявших на кону), судя по всему, отказалась от дорогостоящих и доказавших свою бесполезность митингов и решила поискать иные пути к желудку избирателя. Партия заявила о намерении открыть два десятка торговых точек, где электорат сможет отовариваться молоком, хлебом и яйцами практически без торговых накруток.
Корреспондент журнала «Деловой квартал» Михаил Старков пообщался с «социальными» бизнесменами Ириной Павловой и ее сыном Андреем. Как оказалось, являясь членами «Справедливой России», они вообще готовы торговать едва ли не без торговых накруток. Правда, по мнению автора и ряда опрошенных им представителей мира бизнеса и политики, экономическое чудо от «эсеров», по крайней мере в таком виде, проживет не долго. Если, конечно, партии не придется компенсировать коммерсантам потери. Однако против этой версии говорят все те же результаты последних выборов: известных людей в списках кандидатов в депутаты Городской думы Екатеринбурга партии заполучить не удалось, а соответственно, и бюджеты оставляли желать лучшего. А после разгрома взяться деньгам и вовсе неоткуда.
Эксперты сходятся во мнении, что долго работать с 5%-й наценкой «справедливые» магазины не смогут — им придется либо повысить цену на продукты, либо закрыться. Ни то ни другое имидж партии и ее лидеров явно не улучшит.
«Для успеха предприятия, работающего с такой низкой наценкой, необходимы либо суперкреативные менеджеры, либо «золотые» места, генерирующие большой трафик, а лучше — и то и другое вместе. При этом, учитывая небольшие площади магазинов, поставки продуктов должны идти непрерывным потоком, что совсем непросто реализовать. На мой взгляд, это утопичный проект», — заявил «Деловому кварталу» Александр Райсих, генеральный директор ТС «Звездный».
«Просто так партийные бренды не дарят. Значит, «Справедливая Россия» рассчитывает на финансовую подпитку со стороны этих торговцев. Но при 5%-й наценке они завтра вылетят в трубу, и партии, чтобы не терять имидж, придется оказывать им помощь», — полагает лидер областных коммунистов Владимир Краснолобов.
Впрочем, можно предположить, что на долгую жизнь проект лидера отделения «Справедливая Россия» Александра Буркова изначально не рассчитан, ведь, как было сказано выше, выборы не за горами. А скорое закрытие магазинов можно объяснить как угодно, например — происками зловредных политических конкурентов или кошмарящих бизнес чиновников. Тем паче что причудливым денежно-электоральным сочетанием действительно может заинтересоваться, к примеру, облизбирком, а качеством подозрительно дешевых товаров — Роспотребнадзор.
Дадут ли что-либо метания от митингов к магазинам собственно партии — крайне сомнительно.