Старые и новые собственники ОАО «Банк24.ру» нашли очередных виновников технического дефолта этого кредитного учреждения. В скандальном совместном интервью председатель Совета директоров и председатель Правления обвинили в финансовом крахе клиентов банка. Текст интервью Ярослава Алексеева и Сергея Лапшина был опубликован на одном из популярных городских порталов Екатеринбурга.
«Осенью был «классический набег вкладчиков» и никто ничего слышать не хотел», — заявил Сергей Лапшин, отвечая на вопрос о причинах финансовой несостоятельности ОАО «Банк24.ру» осенью 2009 года.
«Сообщество клиентов, активно пользующихся е-почтой, мобильниками, sms, айсикью, Интернетом, легко внушаемо на нелогичные действия посредством специфических флэш-мобов. По сути, мы впервые столкнулись с флэш-мобами против банков. А затем, на более глобальном уровне, те же сообщества избавились от рубля и «вынесли» золотовалютный резерв России», — продолжил Сергей Лапшин.
«Была спровоцирована информационная атака на уральские банки, и, как следствие, банки (и в том числе Банк24.ру) не смогли обеспечить мгновенную ликвидность при массовом «набеге» вкладчиков за депозитами. Практически никто из самостоятельных банков не устоял бы, если бы 30% вкладчиков одновременно пришли за вкладами. Банк24.ру боролся достойно, нашел инвестора и выжил», — высказал свою версию Ярослав Алексеев.
Следует отметить, что ранее Сергей Лапшин в качестве основной причины финансового краха Банка24.ру называл атаку «рейдеров». После фактического поглощения екатеринбургского банка московской группой «Лайф» эта версия стала менее актуальной. В частности, в интервью Сергей Лапшин в очередной раз не смог назвать ни заказчиков атаки на банк, ни её исполнителей. Более того, складывается впечатление, что банкир постарался «замять» неприятную для него тему.
Как следует из интервью, Сергей Лапшин не считает себя ответственным за финансовое фиаско, которое банк потерпел в октябре — декабре 2008 года, и не испытывает по этому поводу угрызений совести. Также он полагает, что банк не должен нести ответственность за ущерб, причиненный его клиентам. Напомним, что в течение полутора месяцев клиенты банка не имели возможности воспользоваться собственными средствами, размещенными на вкладах, депозитах и расчетных счетах в ОАО «Банк24.ру». В результате паралича работы банка многие столкнулись с серьезными финансовыми трудностями и понесли убытки (в том числе — и из-за неисполнения договоров со своими контрагентами).
Отвечая на вопрос о том, собирается ли банк компенсировать убытки, понесенные его клиентами, Сергей Лапшин ответил: «Пожалуйста, все убытки через суд». Также банкир уточнил, что в судебных инстанциях уже рассматривается несколько исков к ОАО «Банк24.ру».
Также спикеры пытались оправдать и информационную политику банка в период технического дефолта. Напомним, что в течение нескольких недель осенью 2008 года руководство банка фактически прекратило распространение достоверных данных о его финансовом состоянии. Вместо реальной информации клиентам преподносились победные реляции о введении новых сервисов или откровенная дезинформация (например, данные о том, что банк получил кредит от федеральных структур).
«Ну, допустим, я не комментатор (признаю), но банк спасен и будет работать дальше как самостоятельный брэнд, коллектив не на улице, спокойные клиенты денег не потеряли. Как в том анекдоте про такси без шашечек: вам комментарии или чтоб банк сохранился?» — оправдывал свое поведение банкир.
Следует отметить, что, отвечая на вопросы жителей Екатеринбурга, председатель Правления и бывший собственник Сергей Лапшин избрал манеру общения, которую наблюдатели оценили как крайне недружелюбную, резкую, а местами — неадекватно грубую. Часть важных вопросов горожан вообще осталась без ответа.
Например, на вопрос: «Что с Калиниченко Алексеем?» и просьбу прояснить ситуацию с этим человеком представители банка смогли ответить только: «А кто это такой?»<