Приоритетным направлением внутренней политики Президента всегда оставалось повышение управляемости страной. Главным средством для достижения этой цели является консолидация власти, понимаемая как переход всех основных рычагов управления под контроль Кремля. И в достижении этой цели президент всегда был последователен и неумолим. Быстро и незаметно под его контролем оказались главные политические оппоненты центральной исполнительной власти – и Государственная Дума, и своевольные главы субъектов федераций. Совет Федераций, созданный как противовес Кремлю, превратился чуть ли не в подразделение Администрации президента. О мятежных олигархах, претендовавших на реальную власть в стране в конце девяностых, уже никто не вспоминает.
На фоне таких побед на внутреннем фронте вполне закономерными кажутся шаги Президента по подчинению нижних уровней политической власти. Первыми оказались главы местного самоуправления, судьба которых уже практически решена комиссией Козака. По всей видимости, следующими на очереди стоят законодательные собрания субъектов федераций. Видимо, и они в ближайшее время окажутся под надзором Кремля.
Если дело усмирения и приведения к покорности глав муниципальных образований было возложено на заместителя главы президентской администрации Дмитрия Козака, то наведение порядка в законодательных собраниях, по всей видимости, возьмут на себя глава Совета Федераций Сергей Миронов и его заместитель Александр Торшин. О всяком случае именно им принадлежат последние инициативы в этом направлении.
Главным достижением Сергея Миронова на ниве наведения порядка в законодательных собраниях субъектов федераций является создание Совета законодателей верхней палаты российского парламента, в который автоматически вошли все спикеры парламентов субъектов федераций. Главная его задача, по словам Миронова состоит в том, чтобы создать «целостную и непротиворечивую законодательную базу» и заранее «упреждать несостыковки» в региональных и федеральных законах, иными словами – поставить деятельность местных законодательных собраний под жёсткий контроль центральной власти. Построенный по примеру государственного совета РФ, объединившего российских губернаторов, так же лишившихся своих мест в Совете Федераций, Совет законодателей является совещательным органом, решения которого не являются обязательными для федеральной власти, но имеют чуть ли не принудительную силу для законодательных собраний субъектов федерации.
Более радикальный шаг в деле подчинения местных парламентов Кремлю был сделан заместителем Миронова по Совету Федераций, Александром Торшиным. 27 августа на заседании Совета законодателей, ответственным секретарем которого он является, Торшин предложил в корне изменить существующую ныне систему функционирования органов законодательной власти в субъектах федерации, приведя их «надлежащее состояние».
В самом деле, парламенты различных регионов значительно разнятся как по порядку, так и по срокам избрания. Где-то срок депутатских полномочий составляет 2 года, где-то 5. В одних регионах предпочтение отдаётся мажоритарной системе выборов, в других избирать предпочитают по партийным спискам, в третьих – совмещают обе системы, подражая Государственной Думе. Одни регионы ограничиваются однопалатным парламентом, другие обзаводятся ещё и сенатом. Точно так же разнятся и функции органов законодательной власти в разных областях. Нет единства в уставах и регламентах региональных парламентов. Нет единой схемы проведения заседаний. Количество депутатов в некоторых регионах так и просто необоснованно завышено. Так, в Республике Тыва на 162 тыс населения - 162 депутата, в то время как в многомиллионной столице их всего 35 человек. Одним словом – полный разброд и шатание, плохо поддающиеся государственному контролю.
Для исправления ситуации Александр Торшин предлагает унифицировать работу и порядок формирования законодательных собраний субъектов федерации. Средством унификации должен стать некий единый для всех регионов законодательный акт, к