Стремительный рост цен на продукты питания сказался на потребительских привычках россиян. Больше других от ценовой гонки «пострадали» продажи молочных продуктов, объем потребления которых снизился в среднем на 11 %. Такие данные приводит исследовательская компания Nielsen.
Россияне стали меньше баловать себя и покупать молочные продукты «для удовольствия». Досталось даже традиционному кефиру: внутри молочного рынка наблюдается снижение доли этого продукта. Несчастливый тренд на снижение потребления молочной продукции не затронул только социально значимую категорию — молоко.
Практически на «докризисном» уровне сохранились объемы потребления молока стерилизованного и пастеризованного — даже при 23-процентном росте цен на эту категорию в среднем по городской России. При этом наблюдается снижение доли кефира: его потребление снизилось по сравнению с августом — сентябрем 2007 года в среднем на 14 %.
«Снижение потребления кефира — долгосрочный тренд. Объемы продаж в натуральном выражении этого некогда популярного с советских времен молочного напитка неуклонно снижались в течение 2007 года, хотя категория по-прежнему занимает существенную долю молочного рынка — порядка 15 %, — комментирует Илона Лепп, директор отдела обслуживания и продаж подразделения аудита розничной торговли компании «Nielsen Россия». Рост цен еще больше закрепил эту тенденцию: потребители все чаще переключаются на пастеризованное и стерилизованное молоко».
Снизилось потребление молочных и творожных десертов. Значительно — на 18 % по сравнению с августом — сентябрем 2007 года — упали объемы продаж в натуральном выражении молочных напитков с добавлением сока. Рост цен повлиял и на объем потребления питьевых йогуртов, которые в тот же период продемонстрировали снижение потребления на 7,5 %.
«С ростом цен на продовольствие вкусы российских покупателей упрощаются», — говорит Илона Лепп.