Минэкономразвития в очередной раз повысило прогноз инфляции на нынешний год, а зарубежные эксперты ожидают значительного роста цен на продовольствие в 2008-м и последующих годах. Согласно обновленным прогнозам на 2007 год, инфляция составит не первоначальные 8 %, а 12 %, что на треть превышает запланированную цифру. Об этом сообщает ИА «NEWSRu.com».
По прогнозу Credit Suisse, быстрое удорожание продуктов продолжится еще 3—5 лет, ведь спрос на них ежегодно увеличивается на 3,3 %. ФАО (продовольственное подразделение ООН) предсказывает, что к 2016 году пшеница будет стоить на 21 % дороже, чем в среднем за последние шесть лет, рис — на 37 %, сливочное масло — на 43 %, сыр — на 33 %.
Минэкономразвития больше месяца в обстановке строгой секретности готовило антиинфляционный план. На прошлой неделе он был внесен в правительство. Но продукт не выглядит радикальным, хотя борьба с инфляцией предстоит нешуточная, как отмечают «Ведомости».
Предлагается, например, разработать «дополнительные меры бюджетной политики, направленные на снижение инфляции». В ноябре Дума приняла поправки в бюджет о повышении расходов на 1 трлн рублей (почти 20 % годового объема). А министр финансов Алексей Кудрин уже признавал, что в бюджете на 2008 год доходы, скорее всего, окажутся выше, чем заложено, а значит, есть резервы для роста расходов.
Еще одна мера — закон о торговле. Его проект уже написан, он предполагает ужесточить регулирование крупных сетей. Чем это закончится, непонятно, особенно если параллельно принять постановление правительства, разрешающее торговать на рынках только российским гражданам.
Предполагается еще проводить проверки соблюдения соглашений между регионами и местными производителями и продавцами продуктов питания.
Единственное предложение Минэкономразвития, которое действительно можно причислить к относительно рыночным мерам по борьбе с инфляцией — это, как считает издание, увеличение фонда зерна для проведения интервенций. Сейчас он составляет всего 1,5 млн тонн — меньше объема экспорта за месяц. Но фонд надо наращивать постепенно, иначе эффект будет обратным: увеличение его объема в несколько раз за короткий срок только сократит предложение.