Группа политического консультирования «Пирогов и партнеры» (Екатеринбург) раскрыла тайны технологии подкупа избирателей. Руководитель группы, член Уральской гильдии политических консультантов Александр Пирогов разослал средствам массовой информации свое заявление, в котором напрямую указал, что данная технология активно применяется в работе «Союза правых сил».
По данным Александра Пирогова, данная технология включает в себя следующий набор действий:
1. Нанимаются агитаторы для полноценной агитационной работы из расчета 1 агитатор на 200—300 избирателей.
2. Агитаторам ставится задача привести по 10—30 человек для устройства на работу, обязательно со своего участка. Составляется база данных мини-агитаторов.
3. С каждым принятым мини-агитатором заключается договор на возмездное (с избирательного счета) или безвозмездное (наличные, мимо избирательного счета) оказание услуг кандидату. Размер заработной платы мини-агитатора — от 50 до 100 рублей единовременно, 200 рублей после победы кандидата. Также в случае победы мини-агитатор получает дополнительный бонус за каждого приведенного на участок человека, который отдал свой голос в пользу нужного кандидата.
4. Мини-агитаторам выдается удостоверение сторонника кандидата. Их обязуют оказывать посильную помощь кандидату, оповещать о нем своих родственников и соседей, а также привлекать дополнительных мини-агитаторов из числа своих соседей и жильцов дома. В день голосования каждый мини-агитатор должен прийти на участок и проголосовать за «своего» кандидата, привести на участок еще одного человека, чтобы обеспечить дополнительный голос.
5. За день до голосования в штабе составляется план-график сбора мини-агитаторов на участках.
Напомним, СПС в ходе последних избирательных кампаний в различных регионах России уже неоднократно обвиняли в подкупе избирателей. В частности, так было на выборах в Законодательные собрания в Санкт-Петербурге и Красноярском крае.
Отметим, что одним из руководителей кампаний «правых» был скандально известный уральский политтехнолог Антон Баков и лидеры СПС не скрывали, что пользуются пресловутыми баковскими сетевыми технологиями, которые очень походят на схему, приведенную екатеринбургской группой «Пирогов и партнеры».
Впрочем, по мнению специалистов, никакой пользы «правым» сотрудничество с Баковым не принесло. Несмотря на колоссальные затраты (ряд СМИ называл сумму в 15 млн долларов), в весеннюю кампанию СПС получил всего 9 мандатов в региональных парламентах на всю Россию. При этом «правые» проиграли в таких знаковых для себя территориях, как Санкт-Петербург, Подмосковье и Ленинградская область.
Эксперты утверждают, что широко разрекламированная Баковым «сетевая технология» на самом деле выгодна лишь ее организатору. Проконтролировать ее результативность, в частности результат волеизъявления конкретного избирателя, совершенно невозможно, а затраты на данную схему, скорее всего, оформляются «в черную».
Напомним, Бакова уже подозревали в финансовой нечистоплотности. В частности, лидер Демократической партии Андрей Богданов считает, что на выборах 11 марта пиарщиками СПС во главе с Баковым могло быть расхищено свыше 7 миллионов долларов, поскольку СПС проплачивал кампанию в основном через черный нал.
В интервью «Национальному журналу» Богданов заявлял следующее: «Когда Бакову дали чемоданы с почти 15 миллионами долларов, сколько он потратил на «поле», узнать очень трудно. Я 16 лет занимаюсь выборами и прекрасно представляю, что это и как. И по оценкам, сколько они получали, понимаю, что Никита Белых рассчитывал, что будет как в Перми, а получил в разы меньше. Следовательно, можно подсчитать, что половина украдена — это приблизительно 7 с лишком миллионов долларов».
<iframe src="ht