11 марта 2003 года для Екатеринбурга станет бюджетным апогеем – в этот день депутатам гордумы предстоит принять или не принять бюджет уральской столицы на текущий год. Как анализирует «Уралинформбюро», затянувшийся бюджетный процесс можно считать первым и немаловажным шагом думцев к осознанию своего «я» во взаимоотношениях в городской администрацией. Пока что в активе депутатов проект бюджета, который, вне всякого сомнения, является первой уступкой мэрии городской думе. Он стал гораздо прозрачнее, налицо рост расходов по всем важнейшим социальным статьям, да и в целом бюджет вырос почти на 30%, что соответствует росту консолидированного бюджета Свердловской области. Но теперь народным избранникам предстоит сделать следующий шаг.
На кону вопрос о выборе депутатов – между сомнительным компромиссом, в котором депутатам отводится почетная роль «ветряных мельниц», а мэрии – роль Дон Кихота, эти мельницы укротившем, и укреплением позиций и самих депутатов по отдельности, и в целом думы. Дивиденды в этом вопросе могут получить и только что образованные депутатские фракции «Единой России» и «Союза правых сил», которые претендуют на усиление собственной политической роли в жизни Екатеринбурга и гордумы.
Несмотря на очевидные достоинства, сам по себе бюджет все равно остается весьма проблематичным по своему духу и концепции. Начнем с того, что его дефицит составляет почти 700 миллионов рублей, или 9,7% от объема доходной части. Такой дефицит не противоречит Бюджетному Кодексу РФ, однако вступает в противоречие с бюджетным посланием Президента РФ и всей бюджетной политикой России и Свердловской области. Все уже привыкли к реальным и бездефицитным бюджетам. Например, при обсуждении областного бюджета-2003 в какой-то момент появилась цифра дефицита в 5-6%, но она была немедленно устранена.