Одной из главных отличительных черт политики Президента является безупречная логичность и последовательность политических действий, напоминающая работу баллистической ракеты: цель определена и поражена. Первыми мощь железной логики на собственной шкуре почувствовали чеченские боевики, за ними – олигархи, телекомпании и непокорные губернаторы. Все они были сметены с политической арены, потому что стояли на пути главной идеи Президента – повышении управляемости страной. Теперь на пути политической консолидации системы исполнительной власти стоят муниципалитеты. Цель определена и ждёт поражения.
Реформирование системы местного самоуправления было упомянуто Президентом среди первоочередных задач, стоящих перед Россией в его традиционном послании. Для тех, до кого дошло не сразу, мысль Президента дополнительно разъяснил зам. главы президентской администрации Дмитрий Козак, на которого возложена обязанность разработать концепцию реформирования местного самоуправления.
«Нынешняя ситуация с местным самоуправлением в России подрывает устои государственной власти» – сказал он, открывая консультативное совещание по вопросам развития местного самоуправления в Вологде. А тех, кто подрывает устои государственной власти у нас принято мочить. Иногда – даже в сортире.
Смысл будущей реформы не вызывает никаких сомнений. Тем более, что перед тем, как заняться реформой местного самоуправления Дмитрий Козак занимался вопросом разграничения полномочий регионов и федерального центра и знает методы укрощения строптивых. Основной посыл Президента – местная власть должна быть ближе к народу – по всей видимости означает, что ничем более, как решением коммунальных проблем она заниматься не должна. Во всяком случае, политика для неё теперь строго противопоказана.
Меры по проведению реформы так же уже определены. «В ближайшее время должна быть выработана концепция дальнейшего развития местного самоуправления в России. Она должна быть реализована в виде законов и подзаконных актов» - отметил Козак уже в Екатеринбурге, где так же просвещал местных глав относительно их будущей участи.
При этом не стоит ожидать, что реформы местного самоуправления закончатся полным его уничтожением и заменой выборных глав муниципалитетов на назначенцев Москвы. Подобная административная система, неэффективная уже не уровне губернаторов, просто забуксовала бы в тысячах разбросанных по всей стране муниципалитетах. Тактика новой местной политики куда тоньше – всенародно избранный глава города или района должен оказаться в столь тесных и виртуозно свитых законодательных рамках, что если он захочет выйти из предложенных ему реформой рамок, средств для этого у него просто не будет.
Надёжных партнёров по борьбе за окончательную победу реформы местного самоуправления федеральный центр обнаружил в лице губернаторов. Замирённые и приручённые двухлетним мытьём и катаньем, главы регионов с удовольствием включились в построение властной пирамиды, в которой наконец-то ощутили себя реальной властью.
Именно на губернаторов будет возложена функция контроля за главами муниципальных образований. По отношению к ним им будут даны те же полномочия, какие по отношению к ним имеет Президент – снимать с должности, привлекать к ответственности за растраты и неэффективное управление. Второй мерой по закрепощению мэров станет жёсткое подчинение муниципальных бюджетов областному, ограничение финансовой свободы муниципальных глав.
Таким образом, по завершении реформы Президент получит идеально выверенную властную пирамиду, на вершине которой будет стоять сам Владимир Владимирович, чуть ниже – 7 полпредов, контролирующие 89 губернаторов , каждый из которых, в свою очередь, будет следить за сотней глав органов местного самоуправления. А те будут печься и заботится о людях, простых смертных, на плечах которых эта пирамида и покоится.