В предпринимательской среде Екатеринбурга появились слухи о том, что за год до начала мэрских выборов одного из организаторов и учредителей сети магазинов «Купец» Олега Хана «уговорили» продать свою долю.
Екатеринбургская сеть магазинов «Купец», приобрела известность не только на Среднем Урале, но и в России. Будучи одной из самых крупных в Свердловской области (более тридцати магазинов), в октябре 2000 года по версии Национальной торговой ассоциации России, сеть была признана лучшей в Урало-Сибирском регионе, а ее руководитель, директор сети магазинов «Купец» Олег Хабибуллин удостоен высшей награды России – национальной премии имени купца Гавриила Солодовникова в номинации «За значительный личный вклад в создание лучшей сети магазинов в регионе в России» и Золотым знаком «Лучший менеджер торговли».
Руководство сети участвовало во всероссийских конференциях и семинарах, проходивших на уровне заместителей министров российского и московского правительств и руководства Торгово-промышленной палаты. В свое время вице-президент торговой компании Олег Хабибуллин, выступая докладом в конгресс-холле Торгово-промышленной палаты, поднял самый животрепещущий российских предпринимателей вопрос – об экспансии западных торговых сетей на российский рынок: «Двери на запад, конечно, открыть нужно, но открыть с умом. Присутствие на российском рынке розничной торговли западных сетей, конечно же, необходимо, но присутствие в оптимальных пропорциях, поскольку засилье западных компаний, как и их отсутствие, пагубно скажется на состоянии российской экономики». Эта же проблема долгое время тревожила свердловскую общественность: то и дело появлялись слухи о московско-питерском нашествии торговых сетей типа «Копеечки», «Пятерочки» и «Авоськи».
Средства массовой информации лишь подливали масла в огонь и запугивали предпринимателей скорым концом их бизнеса, а потребителей – неподъемными ценами. В это же время в словах городских чиновников и самих предпринимателей, транслируемых теми же СМИ, неоднократно скользили намеки на низкую конкурентоспособность местных торговых сетей и главным образом в вопросе ценообразования. Стремление питерцев и москвичей войти в свердловский рынок понятно, ведь оборот розничной торговли в Свердловской области за прошлый год по разным данным составил от 75 до 77 млрд. руб. (2,5% от общероссийского), из них на Екатеринбург приходится 49 млрд. руб. То есть, мягко говоря, потенциал свердловского рынка еще не раскрыт. По словам того же Хабибуллина, сказанным им в программе «4-го канала», «это невспаханное поле».
В интервью в «Стенд», данном вице-президентом торговой группы «Купец» в марте этого года, Олег Хабибуллин сообщил, что на свердловский рынок, кроме москвичей и питерцев, положили глаз и турецкие торговые компании. Однако при таком массированном наступлении бояться нечего, да и «смысла нет, нужно готовиться». С одной стороны, верно: до той поры, когда новые компании построят сети и завоюют доверия потребителя, пройдет еще долгое время, которое сыграет на руку местным предпринимателям. Однако от опасений не избавиться. Дело в том, что иностранные, равно как и российские столичные компании, могут диктовать условия отечественным поставщикам и производителям или, что еще хуже, проводить по отношению к ним дискриминационную политику, пользуясь услугами иностранных поставщиков.
С другой стороны, избавиться от проблем порожденных конкурентной войной, можно продав местную торговую сеть, – к такому мнению пришли некторые городские чиновники и предприниматели. Это позволит москвичам сэкономить на строительстве собственной сети и раскрутке нового для свердловчан брэнда, а свердловчанам – в той или иной степени сохранить свой бизнес.
И вот 15 февраля в мэрии впервые состоялось совещание руководителей всех сетевых магазинов Екатеринбурга с городскими руководителями. Бизнесмены и чиновники вырабатывали стратегию конкурентной борьбы с крупными московскими и питерскими сетями.
Однако с