Пиаром одной из крупнейших алюминиевой компании мира в Свердловской области занимаются студенты – недоучки.
Каждая крупная компания имеет свою мифологию. Есть такая мифология и у «СУАЛ-Холдинга». Ничего оригинального, обычный набор хвастливых фраз про эффективный менеджмент.
Каждая крупная компания имеет свое слабое место. Самое слабое место СУАЛа – техническое состояние его предприятий. Все они были возведены ещё в советские времена, многие из них десятилетиями не видели не то что реконструкции, но даже косметических ремонтов. Износ техники на ряде производств превышает предельно допустимый в несколько раз, и это при том, что общий загруз мощностей на алюминиевых производствах зачастую значительно превышает 100 %. Расплачиваться за устаревшее оборудование приходится жизнями людей. Так, находящееся в Свердловской области предприятие «Севуралбокситруда» «славится» на весь регион самым высоким уровнем производственного травматизма – ежегодно на предприятии происходит не две-три крупные аварии. На долю рудника приходится почти треть всех несчастных случаев со смертельным исходом в горно-металлургической отрасли огромной Свердловской области. Рабочие уже окрестили часть сверхглубоких шахт рудника «конвейером смерти». Специалисты Гострудинспекции и Госгортехнадзора присвоили ему высший в области коэффициент травматизма, в 17 раз превышающий средний по области.
В число лидеров в печальной области производственного травматизма входят и другие уральские предприятия СУАЛа – «Полевской криолитовый завод» «Михайловский завод ОЦМ» «Каменск-Уральский металлургический завод».
Износ оборудования зачастую приводит к сокращению, а то и к полной остановке производства, к вынужденному увольнению людей, что вызывает постоянный рост социальной напряженности вокруг предприятий СУАЛа, являющихся градообразующими для многих городов и рабочих поселков Свердловской области. Примером этому может служить недавний всплеск преступности и наркомании в поселке Михайловском, последовавший за увольнениями рабочих местного металлургического завода. По словам уральских информагентств, в городе с населением в 12 тысяч человек убийства стали обыденным делом.
Каждая крупная компания имеет эксклюзивный метод борьбы со своими проблемами. Проблемы алюминиевого холдинга можно было бы решить, вложив средства в реконструкцию предприятий. Но, очевидно из соображений экономии, менеджмент СУАЛа предпочитает иное решение проблем: вокруг проблем холдинга создается информационная «дымовая завеса» из дружественных региональных СМИ, которые усиленно замалчивают реальные проблемы, развлекая публику бравурными пресс-релизами.
От многих окрестных регионов Свердловская область отличается чрезмерным изобилием всевозможных средств массовой информации. Больше их, пожалуй, только в российских столицах. В такой ситуации логичным было бы попытаться вступить с хозяевами СМИ в определенные финансовые отношения, в целях склонения их к поддержке позиции СУАЛа в кризисных ситуациях. Что, в итоге, и было сделано. Все более-менее значимые СМИ получили ежемесячный бюджет за обещание славить доблестных алюминьщиков и прикрывать их в случае очередных неприятностей.
Самым главным и самым спорным «ноу-хау» суаловских пиарщиков стала покупка через афилированные структуры некогда славного, а на момент покупки окончательно деградировавшего и маргинализировавшегося информационно-аналитического агентства «Регион-Информ». Незадачливые медиа-магнаты даже не потрудились собрать информацию о своей покупке. А ведь на момент сделки репутация «Регион-Информа» была более чем подмочена: агентство славилось постоянными скандалами с распространением недостоверной информации и участием в самых одиозных политических и экономических компаниях.
Случилось это летом 2001 года. Но трусливая позиция творцов суаловского имиджа привела к усилению негативных тенденций. Команда профессионалов ушла вместе со своим директором и создала новый коммерчески успешный информационный продукт<