Важный вопрос – это право губернаторов на третий срок. Проблема третьего губернаторского срока существует в 10 регионах из 17. По федеральному законодательству вся «горячая десятка» имеет право избираться вновь, причем для многих из них это вообще будет де–юре первый срок. В региональном законодательстве во многих случаях сохраняются ограничения, что может приводить к мучительным и неприятным судебным разбирательствам по аналогии с Якутией. В большинстве регионов юридические препятствия для переизбрания губернаторов на третий срок могут быть сняты. Глава Мордовии уже спокойно пошел на выборы, не опасаясь за судьбу своего третьего (де–юре – первого!) срока.
В случае внесения предлагаемых Дмитрием Козаком поправок в федеральный закон об основах государственной власти в субъектах федерации право определения отсчета сроков в спорных ситуациях перейдет к региональным парламентам, от которых губернаторы будут добиваться выгодных для себя решений. В будущем году серьезно вырастет роль законодательных собраний, поскольку именно они будут принимать решения о переносе выборов и отсчете сроков. Недавняя битва за депутатские кресла в Санкт–Петербурге открыла сезон «большой охоты» за голосами региональных парламентариев.
Ситуацию вокруг третьего срока нельзя считать просто конъюнктурной политической игрой. Острота данного вопроса на самом деле отражает глубинные проблемы развития политической системы в России. Попросту говоря, менять действующих губернаторов в большинстве случаев не на кого, а если запретить им баллотироваться, то может выйти себе дороже: выборы станут совершенно непредсказуемыми, вырастет вероятность прихода к власти несистемных элементов. Стенания по поводу застоя в региональной элите, который неизбежен в случае избрания губернаторов на третий срок, по–своему оправданы. Но то, что для одних застой, для других – политическая стабильность. И возможно региональный застой – этот как раз то, что нужно Владимиру Путину для собственного переизбрания: проверенные люди в регионах скорее смогут мобилизовать административный ресурс, нежели новички. А смену одних экономических и политических преференций на другие, что и означает обычно смена губернатора в наших условиях, вряд ли можно считать переходом от застоя к бурному развитию.
В то же время третий срок является временным решением проблемы региональной стабильности, но ничего не решает на перспективу. А перспектива такова, что новая региональная элита в наших условиях не сформировалась и не может сформироваться: эту задачу не решают ни на партийных, ни на федеральных карьерных лестницах. Взять даже простейший случай, когда губернатор уступает место специально определенному преемнику. Но почти любой российский губернатор думает только о своей власти и не занимается выращиванием преемников. Ни в одном российском регионе не было передачи власти «реальному» преемнику, который честно воспроизводил бы ту же политику: «преемник» всегда начинал выстраивать совершенно новую систему отношений, исходя из своих личных отношений и предпочтений. Гибель Валентина Цветкова показала, что никакой преемственности власти в России не получается: на фоне безвременно ушедшего «гиганта» все члены его команды смотрятся «карликами». Поэтому и.о. губернатора Николай Дудов имеет мало шансов на успех, и власть с высокой вероятностью перейдет в руки другой группы интересов во главе с магаданским мэром Николаем Карпенко.
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад
Распечатать
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу