Дата: 20.01.2003

Чернецкий вносит смуту

Дополнительный год в мэрском кресле – такой щедрый подарок готовится устроить заместитель главы администрации президента Дмитрий Козак всем главам местного самоуправления, срок властных полномочий которых истекает в 2003 и 2004 году. Такие серьёзные изменения предполагает внесенный 4 января в государственную думу закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В целом закон, разработанный знаменитой группой Козака, чуть более года назад закончившей работать над разграничением полномочий центра и регионов, призван определить все тонкости и нюансы взаимодействия федеральных, региональных и местных органов власти, а так же привести к единообразному и упорядоченному состоянию законодательную базу, определяющую функционирование муниципалитетов. Этот сложный процесс требует не только значительного объема средств и усилий, но и времени. Поэтому 84-я статья закона предусматривает продление сроков полномочий всех глав муниципальных образований, избранных после 1 марта 2002 года на 1 января 2005. По мнению Дмитрия Козака, это позволит мэрам не спеша привести местное законодательство в соответствие с федеральными стандартами, и только после этого со спокойной совестью идти на выборы. Кроме того, благодаря этому законопроекту, в России явно прибавится единообразия, столь милого сердцу кремлевских реформаторов – главы большей части муниципальных образований страны во всех субъектах федерации будут избираться в один день накануне Рождества 2005 (а потом, соответственно, 2009, 2013 и так далее) года.

Впрочем, как считает ряд экспертов, план Козака может и не удастся. Вернее – могут не оправдаться надежды мэров, возлагаемые на этот проект. На пути к двум дополнительным годам у них стоит достаточное количество препятствий. Прежде всего, закон только внесен в Государственную Думу, и будет рассмотрен в первом чтении не раньше, чем в начале политического сезона. Кроме того, можно предположить, что в Думе найдется не мало политических сил, которые выступят против как закона целиком, так и 84-1 статьи в частности. Связано это так же и с тем, что в ближайшие два года должны состояться выборы мэров во многих важнейших с политической точки зрения городах России, и предвыборная борьба в целом ряде из них уже началась. Уже вложены значительные ресурсы, как экономические, так и политические, и терять их никому не хочется.

Так же можно предположить, что в борьбу вмешаются и губернаторы, которые, как показывает анализ политической жизни в регионах, редко выступают за продление сроков мэров областных центров. Тем более, что складывающийся в последнее время политический климат позволяет надеяться в ходе близких выборов сменить действующих градоначальников на своих ставленников, в то время как к 2005 году непредсказуемая политическая ситуация может кардинально измениться не в лучшую для них сторону. Так что можно предположить, что закон будет отклонен и отправлен на доработку Верхней палатой Законодательного собрания, в которой авторитет региональных лидеров до сих пор имеет большое значение. Даже если такой ход и не возымеет действия, (например, Дума преодолеет вето Сената), он позволит на несколько месяцев оттянуть принятие закона. За это время, вполне возможно, судьба многих выборов уже будет решена.

Лоббирование возможно и на уровне президента Путина. Вполне вероятно, что накануне предвыборного года он прислушается к мнению влиятельных глав регионов. Кроме того, аналитики не исключают, что закон вступит в силу не сразу после подписания Президентом, а по истечении некоторого срока, которого так же может оказаться вполне достаточно для решения судьбы тех или иных выборов.

Даже если законопроект и пройдет все уровни согласования, и вступит в силу немедленно после подписания Президентом (по самым оптимистическим данным – не ранее июня 2003 года), это ещё не означает автоматического продление срока полномочий всех глав муниципальных образований, не успевших переизбираться до этог
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать