Красноярские выборы обещают превратиться в свалку PR-отходов со всей страны, и, заодно, в полигон для испытания новейших технологий в области социального манипулирования. Самые «отмороженные» политконсалтеры со всей России съезжаются сейчас в Восточную Сибирь в надежде отхватить свой кусок богатого предвыборного пирога. А пирог и вправду обещает быть жирным.
Несмотря на заявление председателя ЦИК Александра Вешнякова о реализации программы избавления выборов от «грязных денег», объёмы пущенных в оборот ресурсов уже измеряются миллионами долларов.
Такие капитальные вложения в выборы объясняются достаточно просто. Предвыборную борьбу фактически ведут не кандидаты и не политические партии, а две мощнейшие в крае промышленные группы, возглавляемые известными российскими миллиардерами. От исхода выборов зависит благосостояние каждого из них. Проигрыш может означать потерю предприятий и реальное банкротство.
С одной стороны, это Владимир Потанин, чья компания «Интерросс» контролирует богатейшую компанию в области - «Норильский Никель». С другой – Олег Дерипаска и его «Русал», которые владеют контрольным пакетом крупнейшего в стране Красноярского алюминиевого завода.
Претенденты от обеих сторон – и ставленник «Норникеля» губернатор Таймыра Александр Хлопонин, и поддержанный нынешним руководством «Русала» спикер краевого парламента Александр Усс, уже объявили о том, что в случае своей победы, готовы устроить в области передел собственности.
В такой ситуации оказываются хороши любые методы, вплоть до приглашения легендарных черных PR-щиков с Урала, которые уже замечены в предвыборных штабах нескольких кандидатов. Известные по всей России своей крайней неразборчивостью в средствах и склонностью к громким скандалам и «чёрным» технологиям, уральские «специалисты» обещают сделать Красноярские выборы не только самыми дорогими, но и самыми грязными в российской истории.
Не останавливаясь на обычном в таких случаях сливе компромата, уральцы с извращённой фантазией изобретают всё новые методы борьбы с конкурентами.
Любимыми средствами уральских пиарщиков являются фальшивые листовки от имени конкурентов, введение в предвыборную гонку однофамильцев известных кандидатов, обвинения противников в склонности к мужеложству и педофилии, намёки на их слабое здоровье и издевательское коверканье фамилий. Ярким примером используемых ими методов является расклейка листовок конкурента на лобовых стёклах машин и окнах первых этажей домов, избиение собственных агитаторов с тем, чтобы обвинить в этом противников.
Вполне в духе чёрных уральских политтехнологий и проведённая акция с изготовлением (по слухам, в Кемерово) 500 тыс. фальшивых номеров газеты «Красноярский рабочий», переполненной компроматом. Так же приходят известия об организации издания газеты «Правда-Матка» подобного же содержания.
Можно с уверенностью утверждать, что кроме уже не раз использованных ходов ими будут применены и неожиданные уловки. Так, с большой долей вероятности можно предсказывать, что не раз ими будет разыграна карта Анатолия Быкова, бывшего хозяина КрАЗа, более известного как криминальный авторитет «Челентано» и тема противника президента Березовского, поддерживающего одного из кандидатов.
Впрочем, как показывает опыт последних выборов в Иркутске и Нижнем Новгороде, чёрные предвыборные технологии, даже помноженные на огромные деньги – ещё не гарантия победы. Скорее наоборот, уставшие от чернухи люди зачастую отдают свои голоса тому кандидату, который воздерживался от откровенной чернухи и вёл компанию чистыми руками. Так что начало сентября в Красноярске обещает стать часом истины и настоящим экзаменом как для «черных пиарщиков», которые узнают, чего на деле стоят их бесчестные методы, так и для избирателей, которые своими голосами определят эффективность грязных политтехнологий.