За пять месяцев, прошедших со дня опубликования на сайте «ПолитСовет» первого материала, наш информационно-политический ресурс принял участие в освещении практически всех значимых политических событий, происходивших в регионах России.
В поле нашего пристального изучения попали выборы глав субъектов федерации – губернатора Красноярского края и президента Калмыкии, избрание мэров ряда крупных городов, таких как Нижний Новгород, Калининград, Кызыл, Великий Новгород. Были освещены выборы в целый ряд областных и муниципальных законодательных собраний. Рассмотрены и проанализированы политические противостояния и скандалы, которых не мало было за это время в самых различных российских регионах. Такой богатый материал позволяет нам сделать ряд обобщений, высветить основные политические тенденции, подвести своеобразные итоги уходящего политического сезона.
По всей видимости, основным вектором развития внутренней политики современной России остается выстраивание вертикали власти, проводимое федеральным центром во главе с Президентом Путиным. Этот процесс начался не в этом политическом сезоне и, по мнению экспертов, продлиться ещё достаточно долгий срок. Но эксперты отмечают, что именно в последние полгода произошли кардинальные изменения в способе проведения политики повышения управляемости государством.
Предыдущий этап построения властной вертикали был основан на противопоставлении федерального центра региональным политическим элитам, которые, как правило, возглавлялись самостоятельными губернаторами. Борьба с ними была характерной отличительной чертой первого периода правления Владимира Путина, когда, при поддержке администрации президента, во многих регионах страны к власти пришли ставленники центра, по большей части – генералы вооруженных сил, МВД и ФСБ. Однако, уже в июле 2002 года наметился коренной перелом в проведении региональной политики, в результате которого Кремль, по всей видимости, частично или полностью отказался от конфронтации с местными элитами и перешел к политике сотрудничества, в рамках которой губернаторы стали рассматриваться не как препятствие на пути построения властной вертикали, сколько её составная часть. По мнению политических наблюдателей, знаковыми событиями такого перехода можно считать решение Конституционного суда РФ, согласно которому главы регионов получили возможность переизбираться на третий срок, адресованное 50-ти губернаторам предложение Александра Вешнякова о совмещении выборов глав регионов с выборами президента и депутатов гордумы, демонстративное невмешательство центральной власти в выборы губернатора Красноярского края и Калмыкии.
В то же время давление строящейся вертикали власти переместилось на органы местного самоуправления. По мнению аналитиков, ещё не принятая «реформа Козака» уже нанесла серьёзный ущерб муниципальным властям, прежде всего – мэрам крупных областных центров, которые, фактически, приняли на себя тот удар, который не так давно обрушился на губернаторов. Можно констатировать, что именно значительное ослабление позиций мэров областных центров стало главной политической тенденцией этого сезона.
До последнего времени градоначальники выглядели значимыми фигурами в политической жизни регионов, стоящими чуть ли не на одной ступени с губернаторами. Они возглавляли «муниципальные оппозиции» и считались в своих городах полноправными хозяевами. Однако, как показывают наблюдения за политической жизнью во многих регионах России, в последнее время мэры областных центров стремительно теряют рычаги власти. Они упускают нити управления региональной оппозицией и перестают быть достойными соперниками для губернаторов. Всё чаще и чаще «старые» мэры, занимающие свои кресла не один срок, уступают на выборах ставленникам областной или федеральной власти. Более того, из-под их управления выходят даже собственные «вотчины» – города. Зачастую мэры не просто теряют контроль над городскими законодательными собраниями, но и сами поп