Краеугольный камень любого общества, стремящегося к доминированию в современном мире, — это уровень образования и степень научного развития. Доминирование в мировой экономике и политическом пространстве во все большей степени определяется развитием высшей школы, фундаментальных и прикладных исследований. Страны, отставшие от лидеров научной гонки, навсегда лишаются каких бы то ни было перспектив.
В этой связи современная Россия является удивительной державой. Её научный и образовательный потенциал на протяжение последних 15 лет сохраняется и прирастает не благодаря, а вопреки усилиям государства. Российские вузы и НИИ выживали только за счет самоотверженного энтузиазма сформировавшихся еще в советское время научных кадров, «старой профессуры», во главе которой стояли и продолжают стоять наиболее заслуженные ученые, прежде всего ректора.
В это же время государство не только не финансировало развитие высшей школы (денег не хватало для элементарного выживания вузов), но и регулярно создавало научному сообществу дополнительные проблемы — достаточно вспомнить многочисленные «шпионские скандалы», обвинения ученых в разглашении «государственной тайны».
В последнее время к традиционным проблемам российского научного сообщества прибавляются новые. Одной из них стало стремление подчинить науку государству. Первым шагом стал фактический развал Российской академии наук: из независимого объединения наиболее авторитетных ученых она превращается в придаток федерального министерства. Проблемы ученых теперь будут решать не лучшие из их числа, а назначаемые «сверху» чиновники. Не исключено, что во главе академии в скором будущем сможет встать человек, не обремененный научными степенями и не имеющий веса в академических кругах.
Аналогичные процессы идут и в высшей школе. Высшие учебные заведения в ближайшей перспективе также могут лишиться былой самостоятельности. Помимо стремления выстроить «властную вертикаль» в науке, этот процесс будет сопровождаться и активным переделом собственности. Не секрет, что научные учреждения и вузы сейчас — единственные государственные учреждения, обладающие огромными объемами неприватизированной собственности.
По сути, для этого необходимо сменить ректорский состав, заменить «старых ректоров», имеющих собственное мнение и опирающихся на авторитет академического сообщества, на послушных ставленников московских чиновников. Это процесс, инициированный высокопоставленными московскими чиновниками при поддержке региональных предпринимателей, желающих поучаствовать в переделе собственности.
Примеры подобной смены власти в вузах уже известны. Отменяя итоги выборов, московским чиновникам удалось сменить ректоров в целом ряде вузов страны. В их числе: Воронежский государственный технический университет, Ярославский технический университет, Сочинский госуниверситет, Ярославский сельскохозяйственный университет. В Московском государственном гуманитарном университете выборы отменялись неоднократно, вуз жил без ректора больше двух лет.
Как уже говорилось, за всеми подобными инцидентами неизбежно стоят чиновники из Москвы. Обычно в СМИ с подобными инцидентами связывают имена начальника Управления образовательных учреждений Федерального агентства по образованию Петра Анисимова и его заместителя Николая Аристера.
Сейчас методы, апробированные на вузах центральной России, начинают применяться в других регионах, в том числе и на Урале. Одним из крупнейших центров высшего образования в стране является Екатеринбург, насчитывающий десятки высших учебных заведений, которые выпустили миллионы студентов, живущих по всей России и за ее пределами. Руководство екатеринбургских вузов составляют весьма известные в городе и в стране люди, пользующиеся заслуженным уважением, много десятков лет работающие в сфере науки и образования. Их авторитет и их опыт неоспоримы, к ним прислушиваются как на местном, так и на федеральном уровне.
В то же время недавний опыт показал, что для связанных с местными предпринимателями московских чиновников ни