Александр Кынев, НОВАЯ ПОЛИТИКА
Свердловская область всегда была своеобразным регионом. В начале 1990-х родина первого российского президента стала одним из пионеров борьбы за расширение прав российских регионов (за идею создания «Уральской республики» губернатор Эдуард Россель даже поплатился тогда своей должностью). В середине 1990-х этот регион первым и пока единственным из российских областей ввел двухпалатный парламент, в котором одна из палат – областная дума – с 1996 года полностью избирается по партийным спискам, с ротацией половины состава каждые два года (ротация избираемого по партийным спискам законодательного органа – случай тоже уникальный в российской практике). Таким образом, каждые два года избирается 14 из 28 депутатов областной думы. При этом областная дума Законодательного собрания области – один из первых профессиональных парламентов в российских регионах (то есть ее депутаты выполняют свои функции на профессиональной основе и получают соответствующее жалованье).
Свердловская область стала пионером не только новых избирательных технологий. Россель ввел, в частности, деление большой по размерам и внутренне разнообразной области на округа, в которые назначались представители губернатора. Это можно считать прообразом введения в РФ в 2000 году федеральных округов и института полномочных представителей президента.
До федеральных избирательных реформ начала 2000-х годов в регионе были крайне сильны региональные общественно-политические движения.
"Партия власти" в активном участии в выборах избирателей, похоже, не заинтересована.
Главной интригой было противостояние блоков губернатора Росселя ("Преображение Урала") и мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого ("Наш дом – наш город"). Кроме них существовали такие региональные блоки и движения, как "Горнозаводской Урал" В. Трушникова. С 1998 в регионе начинается ренессанс левоцентристских блоков – создаются "Промышленный союз" М. Гайсина и А. Бакова, "Социальная помощь и поддержка" П. Федулева и Д. Голованова. За каждым из этих блоков стояли активные молодые местные предприниматели, начинавшие теснить прежнюю региональную элиту. Многие из них имели репутацию криминального толка (явление, отчасти похожее на "фактор Быкова" в Красноярском крае). К 2000 году сторонники Росселя превратились из "Преображения Урала" в "Единство Урала", своеобразную региональную версию блока "Единство", а вместо блока "Промышленный Союз" появилось движение "Май", вскоре ставшее общероссийским.
В 2002 году блок Росселя пережил очередную реинкарнацию – "Единство Урала" превратилось в "За Родной Урал". Прежний блок Чернецкого НДНГ стал блоком "Единство" и "Отечество". "Выдохся" популистский эффект "Мая", на этом фоне в областную думу прошла также Партия пенсионеров (депутатом от нее стал молодой бизнесмен Г. Тверитинов) и немного не хватило до 5 % блоку "Социальная защита" Голованова-Федулева.
Активное политическое экспериментаторство в регионе в 1990-е годы выразилось и в явном расцвете предвыборных технологий. В регионе формировались крупные пиар-агентства, некоторые из которых затем выходили и на федеральный уровень. Для этого были и объективные экономические основания – наличие в регионе большого числа крупных экономических структур с конкурентными интересами, что обеспечивало "фронт работ".
Однако изменения федерального законодательства 2002-2003 годов, запретив региональные партии, положили конец этому ренессансу региональных блоков и движений. В результате в выборах Свердловской областной думы 2004 года могли принимать участие только отделения федеральных партий. Каким-то образом запрет региональных партий в сочетании с встраиванием прежнего фрондера Росселя в федеральную исполнительную вертикаль и "партию власти" привели к тому, что уже на выборах-2004 регион преобразился. Вместо территории ренессанса и разнообразия, своеобразной политической лаборатории новых идей и проектов область стала превращаться в лидера по степени административного давления и произвола. С этого в