На следующий день после взрыва в Еврейском университете в Иерусалиме британская газета The Guardian опубликовала материал, в котором она обвинила Израиль в «беспорядочных и мстительных актах террора2 против палестинских мирных жителей в Дженине прошлой весной. И это после того, как ООН в своем докладе опровергла заявления палестинцев о том, что Израиль жестоко расправлялся с мирными жителями Дженина.
В последнее время подобные инсинуации встречаются в Европе все чаще и чаще. Несколько месяцев назад Том Полин, профессор Оксфордского университета, поэт и частый гость на телеканале ВВС, в интервью ведущей египетской газете Al Ahram назвал американских евреев, обосновавшихся на занятом Израилем Западном берегу, нацистами и заявил, что их нужно «расстрелять». Как это ни странно, его слова, хотя и вызвали некоторое возмущение, в целом были восприняты с одобрением и восхищением.
А.Н.Уилсон, известный консервативный британский писатель и издатель, публично выступил в защиту Полина. Кроме всего прочего Полин опубликовал стихотворение в журнале The Observer, в котором назвал израильских солдат «сионистскими эсэсовцами».
«Многие в Европе и во всем мире поддержат его взгляды на трагические события на Ближнем Востоке», - заявил господин Уилсон, написавший в лондонской газете The Evening Standard, что он «против своего желания», пришел к выводу: Израиль больше не имеет права на существование.
Это еще один взгляд, который, похоже, весьма активно поддерживается в Западной Европе. Во Франции демонстранты держали плакаты с лозунгами «Смерть евреям». В Италии ватиканский ежедневник L'Osservatore Romano написал, что Израиль вступает в стадию «агрессии, переходящей в истребление». А Джон Сарамаго, лауреат Нобелевской премии по литературе, сказал: «То, что происходит на палестинских территориях, можно сравнить с Аушвицем».
Все эти заявления вызывают вопрос: знаменует ли подобное моральное осуждение Израиля новую вспышку самой уродливой болезни Запада - антисемитизма? Или это правомерная, хотя несколько незрелая, критика политики государства? Где проходит эта черта? И по каким критериям выносятся суждения?
Проблема усложняется несколькими факторами. Не последним из них является тот факт, что многие ярые критики Израиля - евреи. Когда несколько недель назад два британских профессора призвали бойкотировать израильские университеты, среди 700 ученых, подписавших петицию, несколько человек были израильтянами. Другие наблюдатели, включая и определенное количество евреев, не видят антисемитизма в гневе европейцев на Израиль. По их мнению, это лишь результат успешно проведенной палестинцами кампании выставить себя в качестве несчастных жертв. Палестинцам больше сочувствуют, нежели, скажем, тибетцам, потому что все СМИ ежедневно сообщают об их «тяжелом положении».
«То, что мы сегодня наблюдаем, - это антисемитизм без антисемитов, - считает Оскар Броннер, издатель и редактор крупной австрийской газеты Der Standard. - Поговорите с людьми, которые используют антисемитские клише и при этом совершенно не понимают, что они делают. Назовите их антисемитами, и они будут искренне удивлены. Но это происходит повсюду. Об этом пишут в газетах. Об этом говорят за обеденным столом. Когда гибнут израильские дети из-за того, что кто-то взрывает бомбу с целью убить израильских детей, это считается прискорбным. А если же при осуществлении Израилем поимки убийцы, укрывающегося среди мирных жителей, гибнут палестинские дети, то это уже называется военным преступлением».
Кроме того, за последние два года участились случаи проявления неприкрытого физического антисемитизма. Во Франции такие нападения считаются делом рук арабов, проживающих во Франции. Но, по мнению некоторых оппонентов критиков Израиля, массовое осуждение Израиля в СМИ придает ненависти арабов к евреям некий характер законности. В то же время израильтяне и арабы - это элементы более широкомасштабной политики, проводимой в период окончания холодной войны, политики культурных различий между США