Политсовет, 21.06.2006. С 1 июня в России будет запущен новый информационный канал, созданный на базе ВГТРК. По мысли создателя – гендиректора ВГТРК Олега Добродеева – он должен стать «русским CNN» - круглосуточным информационным каналом.
Однако, по имеющейся информации, новый телепроект будет показывать новости «Вестей», причем не только федеральных, но и региональных. Некоторые передачи, в основном телеинтервью, будут сниматься специально для информационного телеканала. Главным редактором канала назначен 26-летний Дмитрий Медников, ранее занимавший должность замдиректора Дирекции информационных программ «России». По словам источника «Ведомостей», с июля канал будет транслироваться через спутник компании «НТВ-плюс», а к осени войдет в некоторые кабельные сети. По оценкам аналитиков, этот проект обошелся ВГТРК в 5-10 миллионов долларов.
Между тем, у наблюдателей накопилось немало вопросов к государственной медиакомпании, и самый главный из них – для чего создается телеканал? Ответ на него отнюдь не так очевиден, как может показаться на первый взгляд, и может не раскрываться словосочетанием «информационный телеканал». Дело в том, что в задачи, которые стоят перед ВГТРК, входит не только удовлетворение информационных потребностей общества.
«Мы создавали систему, которая должна была агитационно-пропагандистски защищать идею России в СССР», – говорил в недавнем интервью «Независимой газете» первый генеральный директор ВГТРК, а теперь президент Международной телеакадемии Анатолий Лысенко. По его словам, современное ВГТРК стало «опорой, которая скрепляет государство» и фактически взяло на себя функции советского Гостелерадио. А раз так, то наивно ожидать, что на новом телеканале появится плюрализм мнений, которого явно не хватает на ВГТРК.
Не совсем понятно, на какую аудиторию будет ориентироваться телеканал. Опрошенные «Ведомостями» эксперты уверяют, что государственный медиахолдинг начинает работать с новыми зрителями – «российскими яппи», которые сейчас не смотрят отечественные каналы, а черпают информацию, в основном, из Интернета. Проблема однако в том, что молодые профессионалы с хорошим образованием и приличным доходом (а именно эту прослойку общества обычно называют яппи), как правило, бегло читают по-английски и понимают, чем New York Times отличается от «Известий», а «Первый канал» от британской BBC. Чтобы перевести такую аудиторию на отечественный информпродукт, потребуется серьезная «перетряска» последнего. Между тем источник в ВГТРК утверждает, что создаваемый телеканал будет активно использовать сюжеты «Вестей».
Существует еще несколько версий, объясняющих причины появления телеканала. По словам собеседников «Полит.Ру» в ВГТРК, телеканал создается, в первую очередь, для того, чтобы знакомить чиновников на местах с позицией центра. Собеседники интернет-газеты настаивают на том, что одной программы «Вести» не хватает для того, чтобы донести мнение Москвы по всем вопросам. Попутно, утверждает «Полит.Ру», телеканал будет корректировать информационные потоки в регионах.