Завершающийся политический сезон привнёс значительные изменения в расстановку сил на региональных политических сценах. Но если в начале сезона казалось, что построение федеральной «вертикали власти» нанесёт удар исключительно по главам субъектов федерации, то к концу его стало ясно, что не меньшие политические потрясения ожидают и мэров крупных провинциальных городов. Ещё недавно градоначальники областных центров казались значимыми фигурами в политической, стоящими чуть ли не на одной ступени с губернаторами. Они возглавляли региональные оппозиции и считались в родном городе полноправными хозяевами. Однако, как показывает анализ политической жизни в регионах, мэры областных центров стремительно теряют рычаги власти. Они упускают нити управления региональной оппозицией и перестают быть достойными соперниками для губернаторов. Всё чаще и чаще «старые» мэры, занимающие свои кресла не один срок, уступают на выборах ставленникам областной или федеральной власти. Более того, из-под их управления выходят даже собственные «вотчины» – города. Мэры всё чаще теряют контроль над городскими законодательными собраниями, а то и попадают в зависимость от них.
«ПолитСовет» уже писал о том, как депутаты городских законодательных собраний Твери и Томска успешно противостоят городской администрации, постепенно урезая полномочия и привилегии мэра в пользу законодательной власти. Похоже, что подобное перераспределение власти на муниципальном уровне становится тенденцией всероссийского масштаба. Во всяком случае, именно об этом свидетельствует ситуация, сложившаяся в городском парламента Костромы. По мнению местных наблюдателей, в этом городе назревает «парламентская революция» весьма схожая с той, что на прошлой неделе произошла в Томске.
Как сообщает костромское государственное телевидение, депутаты городской думы намерены внести серьёзные изменения в Устав города Костромы. Переработка главного документа города касается выборов главы местного самоуправления и широты его полномочий.
Дело в том, что сейчас мэр Костромы совмещает сразу множество обязанностей. Помимо хозяйственных и политических функций он одновременно является ещё и главой городского законодательного собрания. По мнению парламентариев, такая чрезмерная загруженность главы города работой не идёт на пользу ни здоровью нынешнего мэра Бориса Коробова, ни положению дел в городском хозяйстве. Поэтому депутаты и предложили обе должности чётко разделить. Мэр по новому закону станет заниматься хозяйством, а председатель Думы – законотворчеством. Андрей Игнатьев, депутат городской Думы Костромы, поясняет позицию депутатов так: «При совмещении обязанностей глава самоуправления занимается политикой, а так он будет заниматься только хозяйством: :этому есть примеры – Брянск, где такие поправки уже действуют».
При этом депутаты решили поставить под контроль законодательного собрания всю деятельность обоих будущих «первых лиц» Костромы. Согласно предполагаемым поправкам, и глава городской администрации, и председатель городской думы будут избираться законодателями, а не избирателями. Причём, как подчёркивают депутаты, мэр будет избираться не из числа парламентариев, а, что называется из «лиц, облечённых доверием народа и парламента». При этом право быть избранным, по конституции присущее каждому россиянину, не должно пострадать.
В проекте закона это называется прием на должность по контракту по результатам конкурса. Сейчас в городской думе прорабатываются критерии, по которым будут оцениваться претенденты на пост главного хозяйственника. Сразу стоит оговориться, что им может быть любой горожанин. Депутаты гордумы полагают, что такой механизм, а по сути это отмена выборов мэра, нисколько не будет ущемлять право гражданина на свободное волеизъявление.
А всенародным голосованием будут избираться только депутаты городской Думы. Кстати, их число должно возрасти до пятидесяти человек, что, по мнению парламентариев, позволит новой Думе в лучшей степ