Ленинский районный суд Перми приступил к рассмотрению уголовного дела в отношении жителя соседнего Екатеринбурга Дмитрия Михайлова. Он был задержан пермскими милиционерами в январе 2002 г. по обвинению в вымогательстве и распространении заведомо ложной рекламы.
А началось все в ноябре прошлого года, когда в Перми были распространены листовки и прежде не издававшаяся газета «Уездная Пермь». В них сообщалось, что за последние несколько дней в городе выявлено около двадцати случаев заражения людей острыми кишечными заболеваниями. Причиной заражения стало якобы пиво «Толстяк» производства ОАО «Пермская пивоваренная компания». Также говорилось, что дизентерийная палочка попала в пиво вместе с плохо отфильтрованной водой, поступающей на пивоваренный завод из Камского водозабора.
После выхода «газеты» в кабинете генерального директора Пермской пивоваренной компании Сергея Митирева раздался телефонный звонок. Мужской голос запросил 15 тыс. долл. в обмен на прекращение распространения негативной информации о «Толстяке». В итоге сошлись на 10 тыс. и договорились о встрече.
Но, прежде чем идти на встречу, главный пермский пивовар обратился в милицию. Вымогатель был взят с поличным сотрудниками Управления по борьбе с организованной преступностью. Им оказался житель Екатеринбурга Дмитрий Михайлов.
Как выяснилось, Михайлов приехал в Пермь прошлой осенью для работы в команде одного из кандидатов в депутаты местного Законодательного собрания. Но, видно, решил не ограничивать себя политическим пиаром. Во время обыска на квартире подозреваемого оперативники обнаружили большое количество материалов, свидетельствующих о широкой, планомерной и целенаправленной кампании против пермского пива «Толстяк» и его производителя с соответствующей сметой расходов. Был изъят компьютер, где находились образцы всех выпущенных материалов, а также папка с разработкой стратегии продвижения торговой марки пива «Патра», выпускаемого в Екатеринбурге, на 2001-2002 гг. и анализом деятельности конкурентов.
Пермь оказалась начальным пунктом «черной» пиар-кампании. В дальнейшем планировалось организовать ее в Екатеринбурге, Челябинске и Омске. В частности, в Челябинске готовилась, возможно, даже была распространена «газета» «Чистый город», в которой также не было указано место издания. В статье «Попил пивка - и лечись!» был приведен «черный список», основанный якобы на результатах проверок торгинспекции, в котором оказалось пиво «Балтика», «Очаково», «Старый мельник», «Букет Чувашии» и «Сибирская корона». Кроме того, в статье были ярко описаны случаи отравления пивом в Перми, которых на самом деле не было.
В поле зрения работников милиции попали также проекты материалов, затрагивающих репутацию еще нескольких общенациональных пивных брэндов, среди которых оказались «Балтика», «Золотая бочка», «Старый мельник» и др. Со страниц «газеты» планировалось информировать читателей о том, что в пиве этих марок обнаружены лямблии - бактерии, разрушающие печень.
Между тем представители екатеринбургской компании, производящей пиво «Патра», заявили о непричастности к произошедшему и намекнули, что не исключают «профилактического самопиара» - причем не столько со стороны пермяков, сколько со стороны компании Sun-Interbrew, владеющей контрольным пакетом акций Пермской пивоваренной компании. Мол, они намеренно вызвали огонь на себя, чтобы потом отыграть «наезд» по полной программе.
Стоит отметить, что это первый в России случай привлечения человека к уголовной ответственности за так называемый черный пиар. Поэтому многие сомневались, что дело вообще дойдет до суда - по причине несовершенства федерального законодательства. Тем не менее суд приступил к рассмотрению дела. Правда, Дмитрий Михайлов обвиняется не в организации лживой антирекламной кампании, а в вымогательстве в особо крупных размерах (статья 163 УК РФ, предусматривающая срок до 7 лет) и в причинении имущественного вреда (статья 165 УК РФ - до 3 лет).
Поскольку Ми