Дата: 21.04.2005

Три в одном

В Красноярском крае, Таймырском и Эвенкийском автономных округах прошли референдумы об объединении. Это второй подобный проект - первый был связан с интеграцией Коми-Пермяцкого округа в состав Пермской области. Еще один «матрешечный» субъект Федерации (включающий в свой состав самостоятельные субъекты в виде автономных округов) прекращает свое существование. Большинство участников референдумов проголосовали в поддержку объединения. На Таймыре «за» проголосовали около 70% избирателей, в Эвенкии - 79%, в Красноярском крае - свыше 92%.

«Референдум по объединению Красноярского края, Эвенкии и Таймыра является самым масштабным и значимым в России, поскольку три региона обладают колоссальными богатствами, и потенциал у будущего единого края - сильнейший», - заявил накануне голосования председатель ЦИКа Александр Вешняков, побывав на Таймыре и в Эвенкии. В бюллетенях был всего один вопрос: «Согласны ли вы, чтобы Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа объединились в новый субъект федерации - Красноярский край, в составе которого Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа будут являться административно-территориальными единицами с особым статусом, определяемым уставом края в соответствии с законодательством РФ?».

Главной проблемой референдумов считалась явка избирателей. Однако еще до окончания голосования стало ясно, что референдумы состоятся. Особенно высокой явка была в Эвенкии - значительно выше, чем на президентских и думских выборах (к 18.00 активность избирателей уже превысила 70%). В целом же явка составила 63%.

Референдум об объединении стал возможен в связи с рядом политических процессов, повлиявших на позицию окружной элиты. Во-первых, губернатором края стал Александр Хлопонин, ранее возглавлявший Таймырский округ - элита этого региона до сих пор лояльна по отношению к нему. Во-вторых, перспективы развития Эвенкии прямо зависели от ЮКОСа - основного инвестора в экономику округа. Теперь о сколько-нибудь положительных перспективах для региона говорить не приходится. Отсюда и уступчивость окружных элит, которая позволила «плавно» организовать процесс подготовки к референдумам. Высокая же активность эвенкийских избирателей может быть напрямую связана с позицией элиты, заинтересованной в успехе голосования.

Объединительная инициатива Хлопонина получила поддержку со стороны Кремля, заинтересованного как в упрощении действующей федеративной структуры, так и в том, чтобы этот процесс проходил максимально спокойно. Для федеральной власти важен и демонстрационный эффект красноярского голосования. Это связано с тем, что в обозримом будущем могут состояться и другие аналогичные референдумы. «Инициатива об объединении Камчатской области и Корякского автономного округа может быть выдвинута до конца текущего года. Следующий процесс объединения начнется в Краснодарском крае и республике Адыгея. А к 2006 году может начаться объединение Иркутской области и Усть-Ордынского автономного округа», - сообщил Вешняков. Кроме того, возможно объединение Агинского Бурятского округа и Читинской области. Во всех этих случаях речь идет об интеграции слабых субъектов Федерации в состав более сильных, выступающих в качестве ведущих игроков.

Но здесь есть и свои особенности. Так, назначение губернатором Корякского округа Олега Кожемяко можно рассматривать как создание плацдарма для того, чтобы впоследствии он возглавил объединенный субъект Федерации (ранее он претендовал на пост камчатского губернатора).

В то же время другие объединительные проекты выглядят куда более сомнительно. Например, интеграция богатого нефтью Ненецкого автономного округа и куда более бедной Архангельской области, против которой выступает вся окружная элита. Без серьезного нажима на нее говорить о возможности объединения в данном случае не приходится. Еще более сложная задача - возможное объединение Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов: там еще больше различных, часто<
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать