Сейчас, по прошествии месяца со времени оглашения первых президентских инициатив по реформированию структур государственной власти в России, постепенно очерчиваются контуры той политической системы, которая будет выстроена в нашем государстве в ближайшие годы. Первые законопроекты, предложенные на обсуждение Государственной Думе, а так же скупые заявления чиновников «ближнего круга» кремлевской администрации позволяют понять масштабы и истинные цели тех политических метаморфоз, которые производят президент и его команда.
Так, выступая на совещании руководителей региональных избирательных комиссий в ХМАО, председатель ЦИК Александр Вешняков обмолвился, что замена выборов губернаторов на их назначение из Москвы – это вынужденная мера, которая будет введена временно. Был озвучен и срок действия этого «временного решения» – 10 лет.
Скорее всего, заявление Александра Вешнякова (как и все его заявления в последние годы) – шаг глубоко не случайный, равно как и озвученная им дата. 10 лет, названных в качестве срока запрета на губернаторские выборы – цифра, надо полагать, не случайная. Это тот срок, который нынешняя кремлевская команда планирует оставаться у власти, тот срок, за который президентская команда планирует полностью перестроить систему властных отношений в стране и выстроить такую государственную структуру, при которой избрание губернаторов гражданами субъектов федерации уже не сможет реально сказаться на политической ситуации в стране.
Этот срок – 10 лет – позволяет определить, в преобразованиях какого рода заинтересована власть. Понятно, что целью столь долговременных реформ является не борьба с терроризмом: сложно себе представить, особое положение продлиться целое десятилетие. Однако, этот срок является вполне реальным для победы над другим врагом центральной власти – региональной номенклатурой, прочно удерживающей власть в большинстве субъектов российской федерации.
Впервые удар по региональному сепаратизму и власти местной номенклатуры был нанесен Борисом Ельциным в 1991 году, когда он объявил о назначаемости губернаторов регионов и о своем праве их снимать и назначать по собственному усмотрению. В течение нескольких лет от власти в провинции были отстранены наиболее одиозные представители местных элит, прежде всего – партаппаратчики советской волны. Произошло определенное самоочищение власти и обновление региональных кадров. Однако, процесс не был завершен, причиной чего явилась слабость федеральной власти: в 1995 году Ельцин был вынужден разрешить выборы губернаторов. В том же году представители старой местной номенклатуры вновь вернулись к власти в виде «всенародно избранных» губернаторов. Первым из них, стоит напомнить, был Эдуард Россель, отстраненный от должности в 1993 году именно за сепаратизм.
Вслед за ним во власть вернулись многие представители региональных политических кланов, сложившихся ещё в советские годы и пытавшихся строить в отдельно взятых регионах собственные «государства». Из-за коллапса центральной власти борьба с ними на несколько лет прекратилась. Более того, определенные группировки кремлевских чиновников в политической борьбе делали ставку именно на региональные элиты (достаточно вспомнить проект «Отечества-Всей России»).
Переломный момент наступил с приходом к власти Владимира Путина, который начал свою деятельность с последовательного ограничения полномочий региональной власти. Первые этапы борьбы с губернаторской вольницей прошли успешно: глав регионов фактически выставили из Совета Федерации, в ряде областей к власти пришли «люди кремля», которых федеральный центр, похоже, выдвигал по единственному признаку: они не должны были быть связанными с местными властными кланами, власть которых уходит корнями в советские годы.
Однако, коренного перелома в данном противостоянии достичь не удалось: все стратегически важные субъекты федерации осталось под контролем старых элит, федеральная власть потерпела поражение при попытке сменить таких «старых сепаратистов» как Шайми