Вчера президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму поправки в закон «Об общих принципах организации законодательных, исполнительных органов власти субъектов РФ» и закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Практически одновременно замглавы администрации президента Владислав Сурков озвучил ряд дополнительных предложений федерального руководства по укреплению властной вертикали.
Ни у кого из наблюдателей не возникает сомнений, что думское большинство, прочно контролируемое кремлевской администрацией, законопроект примет. После дружного «одобрямс» «сентябрьских тезисов» Путина со стороны губернаторов трудностей не возникнет и в Совете Федерации. Скорее всего, страна войдет в 2005 год с новой системой власти.
Что касается самой этой системы, то складывается впечатление, что президент решил разом исполнить самые заветные мечтания региональных политических элит. Губернаторы хотели отменить институт полпредов – и их не будет. Мэры крупных городов хотели, чтобы губернаторы назначались из Москвы – и они будут оттуда назначаться, фактически превратившись в чиновников администрации президента. Областные власти хотели отменить принцип избираемости глав крупных городов – и сейчас мало кто сомневается в том, что уже в ближайшее время мэры из избираемых глав местного самоуправления могут превратиться в назначаемых чиновников.
Однако президент Путин, как хитрая фея из детской сказки, исполнил желания всех заклятых врагов одновременно, в результате чего все они «остались с носом».
Да, институт полпредов будет отменен, но ни один из ныне действующих губернаторов не сможет этим насладиться – к 2008 году (именно к этому времени Кремль планирует упразднить своих наместников в регионах) у всех нынешних губернаторов уже кончится срок полномочий. Ановые губернаторы будут избираться уже по новым правилам, устанавливаемым Центром.
Согласно внесенным в Госдуму законопроектам, президент может внести кандидатуру губернатора «не позднее, чем за 35 дней до истечения срока действующего губернатора». А региональный парламент «будет обязан рассмотреть представленную кандидатуру в течение 14 дней. Для того, чтобы утвердить решение президента, достаточно простого большинства голосов. В случае, если парламент отклоняет президентскую кандидатуру, предложение может быть внесено президентом повторно. Если кандидат Кремля опять будет отклонен парламентом, президент может назначить временно исполняющего обязанности губернатора на неопределенно долгий срок, а строптивый парламент просто распустить.
Конечно, действующие губернаторы могут надеяться на то, что именно на них остановит свой выбор кремлевская администрация. Но такие надежды призрачны – в коридорах Кремля ошивается целый легион «преданных единороссов», жаждущих «порулить» в провинции.
Да и сохрани губернаторы свои посты – это не доставило бы им большой радости. С одной стороны, губернаторы, назначенные «новым способом», получат дополнительные полномочия, с другой стороны, они будут не полновластными хозяевами регионов, а подотчетными Кремлю чиновниками, пусть и высокого ранга. И если сейчас ситуация, при которой губернатор крупного региона по звонку простого клерка из Кремля вскакивает среди ночи и докладывает о выполнении задания к 8 утра кажется абсурдной, то уже через год она дубеет восприниматься как единственная реальность, данная нам (да и самим губернаторам) в ощущениях. То, что главы регионов прежней закалки окажутся способными на такое, вызывает серьезные сомнения как на местах, так и в Кремле.
Впрочем, велика вероятность того, что не многим действующим главам регионов удастся досидеть в своих креслах даже оставшийся срок. Для того, чтобы лишиться губернаторского кресла главе региона теперь будет остаточно «ненадлежащим образом» исполнить свои обязанности (круг которых нигде четко не регламентирован) или же просто «лишиться доверия президента». То есть одного недоверия президента вполне достаточно для того, чтобы отправи