Дата: 15.03.2004

Будущее губернской оппозиции

Оппозиция потерпела на выборах в Областную думу полное и очевидное поражение. В чем-то оно неожиданно, но только в деталях. В общем, все стало ясно сразу после регистрации «Союза бюджетников Урала» и СРО ПВР, когда закончились основные скандалы, и началась кампания. Тут-то очевидная неловкость кампании СБУ и нищета кампании ПВР сняли все вопросы: никаких ресурсов тягаться с мощнейшим административно-финансовым ресурсом росселевской «Единой России» у оппозиции просто не было.

Но все-таки главные причины поражение следует искать глубже.

Самую злую шутку с губернской оппозицией сыграл федеральный законодатель, закрывший региональным движением путь в реальную политику. Несмотря на формальную правильность такого подхода, необходимо учесть и тот простой факт, что никаких партий в России на самом деле нет, в то время как в Свердловской области «Единая Россия» – это типичная «партия сверху», которая создана для реализации интересов верховной власти и отдана на откуп действующей региональной власти. Таким образом, если раньше на местных выборах шла ясная и понятная борьба нескольких центров влияния и, соответственно, несколько точек зрения на региональную проблематику, то теперь избирателю предлагаются списки федеральных партий, чья деятельность никак напрямую не связана с область, и ясность выбора исчезает.

Чтоб понять всю двойственность ситуации, попробуем разобрать ее на конкретном примере сенсации областных выборов – появлению в областной думе депутатов из списка областной организации ЛДПР. Знали ли избиратели ЛДПР, что они голосуют не за Жириновского, а за никому не известного господина Таскаева, который, судя по всему, в итоге окажется еще одним росселевским депутатом? Нет, не знали. Но теперь Таскаев в областной думе и его голос можно смело плюсовать к голосам послушной росселевской команды. Таким образом, голосуя за ЛДПР, люди фактически голосовали за «Единую Россию», хотя и не осознавали этого. Впрочем, и ЛДПР в целом всегда славилась отсутствием конкретной программы. Или блок «Родина» – не успев предложить людям никакой внятной программы, его создатели получили несколько процентов голосов только под раскрученный на федеральных выборах бренд. То есть фактически выборы с участием федеральных брендов дают широкий простор проводить в региональные думы кого угодно, даже не затрудняя себя презентации хоть какой-то программы, привязанной к местным условиям.

В этой ситуации бренды оппозиционных объединений не выдерживали никакой критики. Ни малоизвестная и проигравшая в декабре ПВР, ни свежеиспеченные «бюджетники» не смогли ничего противопоставить агрессивности росселевской команды.

Единственная польза, которую можно извлечь из сложившейся ситуации – это уроки на будущее. Уже сейчас надо сформулировать для себя задачи, решение которых способно восстановить пошатнувшееся равновесие.

Итак, для дальнейшего успешного участия в политической жизни области оппозиции необходимы несколько условий:

Во-первых, необходим авторитетный федеральный партийный брэнд. В противном случае, через два года дума станет полностью воробьевской. Эта сама трудная задача, во многом, почти не решаемая. Но выбора нет, и дальнейшая игра с малоизвестными брэндами чревата окончательным разгром и уходом с парламентского поля.

Во-вторых, необходимо единство. Это самый трудный и самый важный момент. На прошедших выборах дробление оппозиции привело к ее фактическому поражению. Формирование нескольких списков однозначно ведет к поражению и это неоспоримо.

В-третьих, необходима постоянная работа с населением, при чем не только во время выборов, но и в перерывами между ними. Не секрет, что Россель и Воробьев занимаются самопиаром практически непрерывно. Пропагандистские программы и публикации появляются каждый день, и потому нет ничего удивительного в том, что на любых выборах Россель получает свои 30 процентов.

В-четвертых, необходимо определится с «Единой Россией». Очевидно, что на сегодняшн
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать