Дата: 06.08.2002

Новая война Шаманова

Ещё совсем недавно победное шествие генералов армии и ФСБ на посты глав субъектов федерации казалось неизбежным веяньем новой политики укрепления вертикали власти, козырной картой президентской администрации на любых губернаторских выборах. Избиратели охотно отдавал генералам свои голоса – люди в погонах были символом надежды на другое будущее, на сильную власть, которая покончит с воровством, коррупцией, захватом заводов и невыплатой зарплат, прекратит конфликты с Кремлём, железной рукой разберётся с должниками и неплательщиками, одним словом – обеспечит нормальную жизнь. Иными словами, каждой области хотелось обрести своего областного Путина.
Но мечтам народным не суждено было сбыться. Страна у нас большая, а Путиных мало. Вместо них областям достались Громовы и Шамановы. От их прихода во власть прошло достаточно времени, чтобы понять, что ни с президентских, ни, тем более, народных ожиданий они не оправдали.
Незаменимые профессионалы на своих местах, в армии и ФСБ, оказавшись во главе огромных регионов с непростая экономической ситуацией, в центре переплетения сложных интересов местных финансовых и политических элит, генералы-губернаторы просто пасуют перед сложившейся ситуацией. Вместо того, чтобы вытаскивать регион из кризисного положения (а не секрет, что в кризисном положении у нас практически все регионы), генералы либо отдают область на откуп своим помощникам, удаляясь от дел политических, либо начинают применять в миной жизни свой военный опыт, развязывая в вверенных им регионах холодные войны.
Редким примером совмещения обеих тактик является Ульяновский губернатор, а в прошлом – командующий 58-й армией и Западным чеченским фронтом генерал-лейтенант Владимир Шаманов. После лёгкой победы на выборах над «хозяйственником» Юрией Горячевым, при котором область до 2000 года оставалась в состоянии «пещерного коммунизма», казалось, что Шаманов – тот человек, который сможет сплоить область и привести её если не к процветанию (чему мешали огромные задолженности перед энергетиками, оставшиеся от предыдущего губернатора), то уж к нормальной жизни – точно. Шаманова – редчайший случай – поддерживали все политические партии – от коммунистов до СПС, его любили и предприниматели и народ. Такой кредит народного доверия позволял новому губернатору идти на самые непопулярные меры, решать любые проблемы любыми методами. Но Шаманов не стал Ульяновским Путиным.
Вместо быстрых и эффективных реформ, которых так ждали в Ульяновске, Шаманов отдал область на разграбление приведшим его к власти бизнесменам, как правило – не из Ульяновска. Выходцы из Курска, Клина и Владикавказа быстро вытеснили ульяновцев со всех постов в областной администрации. Область, мимо которой первая волна обвальной приватизации прошло стороной, оказалась для пришельцев лакомой добычей. Вице-губернаторы вошли в состав советов директоров большинства рентабельных предприятий области и поставили на поток передел областной собственности. Схемы банкротств отработаны до мелочей: учреждается новое предприятие, куда уводят активы, долги остаются на старом. Таким образом обанкротились, а потом сменили собственников спиртной и ликероводочный заводы, Облторг, Облпотребсоюз, цементный завод и другие предприятия области.
Но генерал не ограничился попустительством собственным чиновникам – он ещё и развязал на волге настоящую холодную войну, причём в качестве врагов у него теперь числится чуть не всё население подконтрольной области. Из всех способов решения проблемы губернатор всегда признавал только один – силовой. Не выплатил вовремя зарплату – под суд. Написал неугодную властям статью – туда же.
За недолгий срок губернаторства все ульяновские союзники Шаманова превратились во врагов. Жёсткие методы, прекрасно зарекомендовавшие себя в Чечне не дают результатов в управлении областью. В оппозицию к губернатору перешли и коммунисты, и представители местных элит. Так, пивной король области, в
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать