Главная > Статьи > Три вместо одного: подводим итоги сезона стрит-арта в Екатеринбурге

Три вместо одного: подводим итоги сезона стрит-арта в Екатеринбурге


25-09-2020, 14:10
В Екатеринбурге закончился большой сезон стрит-арта. В каком-то смысле его можно считать революционным: многолетняя монополия на стрит-арт фестиваля «Стенограффия» разрушена, и вновь стало очевидно, что настоящее уличное искусство может быть только независимым.

До этого года «Стенограффия» безраздельно господствовала в екатеринбургском стрит-арте, пользуясь при этом поддержкой властей — в том числе финансовой и медийной. Но перед началом сезона было объявлено, что организаторы «Стенограффии» впервые за много лет не выиграли подряд от администрации города, и у муниципального фестиваля уличного искусства будут другие организаторы. До этого от сотрудничества со «Стенограффией» отказался крупнейший спонсор — «Газпромнефть».

В итоге городской фестиваль стрит-арта, проходивший при поддержке администрации Екатеринбурга, получил название PublicArt. Он не стал столь же масштабным, как в прошлые годы, но для первого раза результат получился неплохим. Как минимум одна работа фестиваля — стилизованный герб Екатеринбурга — точно останется в памяти горожан. Это изображение стало своего рода мемом и впоследствии многократно цитировалось и воспроизводилось в соцсетях, пусть даже и в ироническом ключе.

Три вместо одного: подводим итоги сезона стрит-арта в Екатеринбурге

Почти сразу после этого начался «партизанский» фестиваль стрит-арта «Карт-бланш». Он проходил в городе уже в третий раз — но, кажется, только сейчас действительно развернулся на полную мощь. Многие художники участвовали в нем анонимно, и многие работы становились информповодами для екатеринбургских СМИ, провоцировали бурные обсуждения и политические дискуссии.

Звездой «Карт-бланша» стал художник-каллиграфист Покрас Лампас — тот самый, который в прошлом году участвовал в «Стенограффии» со своим «супрематическим крестом», вызвавшим громкий скандал. Видимо, эта неприятная история не прошла бесследно, и в этом году Покрас Лампас отдал предпочтение независимому фестивалю. Он создал несколько работ — на Уралмаше и в центре города. Если работа на Уралмаше в целом осталась незамеченной, то расписанный Покрасом Лампасом куб у Драмтеатра стал, без сомнения, самым популярным арт-объектом этого года.

Популярности куба способствовал и новый скандал — кто-то раскрасил новую работу Покраса Лампаса голубыми пенисами, и художник призвал горожан восстановить объект. Восстановление само по себе стало своеобразным перформансом и широко освещалось в СМИ.

На этом фоне неожиданно было объявлено, что «Стенограффия» все-таки состоится. Она вновь смогла существовать только при поддержке власти — на этот раз такую поддержку фестивалю предоставил губернатор Евгений Куйвашев. Спонсорами фестиваля выступили банк «Точка» и оператор связи «Мотив».

«Стенограффия» проходила во второй половине августа — и нужно признать, что к тому моменту город начал уставать от стрит-арта и различных событий, так или иначе связанных с ним. Преодолеть эту усталость у фестиваля так и не получилось. По-настоящему яркий арт-объект, связанный со «Стенограффией», был только один — это «гордый» фонарный столб, про который написали даже федеральные СМИ. Но спустя месяц можно сказать, что и этот объект таки не смог затмить куб Покраса Лампаса и некоторые другие объекты «Карт-бланша».

Еще один вклад «Стенограффии» в городскую среду был скорее негативным. Речь идет о «фиолетовой» линии на асфальте, которая соединила объекты фестиваля. Проблема в том, что в Екатеринбурге уже есть красная, синяя и желтая линии, про назначение которых многие уже забыли. Так что очередная линия от «Стенограффии» многим показалась просто визуальным мусором — причем в отличие от работ фестиваля, не заметить ее просто нельзя.

Если подводить итоги сезона, то они будут позитивными. После нескольких скучных лет стрит-арт в Екатеринбурге снова стал чем-то заметным и обсуждаемым. Отчасти это связано с дефицитом способов для самовыражения, когда любое независимое и интересное высказывание, в том числе и в форме стрит-арта, становится настоящим событием.

Еще одна причина — это уход от монополии «Стенограффии». Как бы ни был важен этот фестиваль для города в прошлом, любая монополия вредит развитию, и история этого года только подтвердила это. Стоило только появиться в Екатеринбурге трем разным конкурирующим фестивалям, как город получил несколько по-настоящему интересных объектов. И лучшими оказались все-таки те, которые созданы без взаимодействия с властью, а скорее вопреки ей. Куб Покраса Лампаса будет служить тому наглядным подтверждением.

«Политсовет»
Вернуться назад