Главная > Статьи / Мастрид > «Парк могилы Маяковского»: что не так с новым стилем ЦПКиО

«Парк могилы Маяковского»: что не так с новым стилем ЦПКиО


9-06-2020, 13:09
Многострадальный екатеринбургский ЦПКиО объявил о ребрендинге. Но долгожданное событие вызвало массу вопросов и нареканий. Новая агрессивная красно-черная гамма плохо увязывается с парком, где можно отдыхать с детьми. Хуже того, новая айдентика парка выполнена в том же стиле, что и могила поэта Владимира Маяковского. И это похоже на приговор.

Изображение со страницы ЦПКиО во «ВКонтакте»
Изображение со страницы ЦПКиО во «ВКонтакте»

Новый стиль ЦПКиО был презентован накануне. Из относительно хорошего: парк уходит от названия-аббревиатуры и будет назваться «Парк Маяковского». Нетрудно догадаться, что это сделано по кальке со знаменитым «Парком Горького» в Москве, на который всегда ссылаются как на образец, когда речь идет о благоустройстве парков в регионах. В этом, конечно, есть эпигонство и вторичность, но желание повторить успех москвичей понятно. Тем более что там действительно есть на что ориентироваться.

Но если руководители «Парка Горького» в своей айдентике никак не акцентируют связь с Максимом Горьким, то руководство екатеринбургского ЦПКиО решило пойти по пути буквализма. Если в названии есть Маяковский, а сам парк основан в 1933 году — то решено взять за основу стилистику 1920-30-х годов.

В новом фирменном стиле ЦПКиО мы видим черный, серый и красный цвета. Да, это действительно отсылает нас к первым годам советской власти и творчеству позднего Маяковского. Но насколько уместна такая гамма в развлекательном парке 20-х годов XXI века?

Изображение со страницы ЦПКиО во «ВКонтакте»
Изображение со страницы ЦПКиО во «ВКонтакте»

Все-таки парк предназначен для детей, для прогулок, отдыха и приятного времяпровождения. Это не то место, куда ходишь, чтобы погрузиться в стилистику конструктивизма или чтобы узнать о художественных достижениях авангарда столетней давности. Для этого все-таки нужны другие площадки (и пусть они будут!). Но даже если конструктивизм, то почему акцент сделан на красное и черное? Здесь сразу появляются нотки трагичности и неумолимой поступи истории — что опять же, наверное, неплохо, но не в современном развлекательном парке.

Можно возразить, что эти цвета лучше всего ассоциируются с Владимиром Маяковским — каким его знает массовое сознание. Громогласный поэт революции, певец пролетариата и революционного авангарда. Но, во-первых, зачем нужен Маяковский ради Маяковского (без учета назначения парка)? А во-вторых, Маяковский все же не был таким простым и красно-черно-плоским. И если уж отталкиваться от него, можно было пойти чуть дальше стереотипов и шаблонов.

Маяковский — это не только кондовые революционные стихи про Ленина и советский паспорт. Это и «Облако в штанах», и «Лиличка!», и звезды, которые зажигают, если это кому-то нужно, и Солнце с лозунгом «никаких гвоздей». Это и детские стихи, которые многие до сих пор помнят. Екатеринбург в лице ЦПКиО мог вернуть к жизни эти грани большого поэта, тем более что они куда удачнее подошли бы к самой сути парка. Но это, конечно, была бы более трудная задача, чем просто взять банальную красно-черно-серую гамму.

Но и это не все. То ли по совпадению, то ли нет — но новая айдентика ЦПКиО уж очень напоминает надгробие на могиле Владимира Маяковского на Новодевичьем кладбище в Москве. Те же красные и черные цвета, такой же «минимализм и конструктивизм». Увидев это один раз, потом уже невозможно отделаться от этого сравнения. Видишь фирменный стиль ЦПКиО — вспоминаешь кроваво-черное надгробие поэта, покончившего жизнь самоубийством.

«Парк могилы Маяковского»: что не так с новым стилем ЦПКиО

И не так уж важно, действительно ли дизайнеры, разрабатывавшие новую айдентику, вдохновлялись могилой поэта. Если да — то это не самый лучший источник вдохновения. Если же копирование было неосознанным, то это лишь подчеркивает вторичность всей работы и нежелание шагнуть за рамки шаблонов, существующих еще с 1930 года.

Вопрос о том, как так получилось, что новый фирменный стиль копирует стиль могилы Маяковского, мы задали директору ЦПКиО Екатерине Кейльман. Увы, на вопросы «Политсовета» она ответить не смогла. Что, наверное, уже прогресс — ведь предыдущий директор парка, генерал Роман Шадрин, мог в ответ и послать куда подальше.

К слову, о Шадрине. Его много и часто упрекали за то, что он поставил в ЦПКиО целую серию военных памятников, которые напоминали надгробия. И вот генерал уже год как ушел из парка, а ЦПКиО вновь возвращается к «надгробной теме», теперь уже в своей айдентике. То ли это проклятие, то ли судьба. Но если от генерала другого ждать, наверное, было нельзя, то после смены руководства ожидания все-таки были выше.

Приживется ли новый стиль ЦПКиО, сказать сложно. Привыкнуть можно ко всему, даже к кроваво-черной гамме в парке развлечений. Но обидно лишь, что, когда у Екатеринбурга был шанс шагнуть в будущее и сделать в ЦПКиО то, чего еще никто не делал, мы снова пошли в прошлое, нашли там затасканные и не вполне уместные шаблоны и получили очередной «парк советского периода». Другого пути у нас, видимо, нет.

«Политсовет»
Вернуться назад