Дата: 01.04.2020

Контролировать и наказывать: коронавирус обострил рефлексы российской власти

Как и всякая кризисная ситуация, эпидемия коронавируса обнажает истинную природу вещей и явлений. В том числе государства и власти. По тому, как ведет себя власть сейчас, можно легко понять ее реальную природу, ее намерения и ее реальное отношение к людям. Диагноз российской власти, увы, можно поставить неутешительный.

Фото с сайта Госдумы РФ
Фото с сайта Госдумы РФ

Во время чрезвычайной ситуации каждый ведет себя как умеет, тут не до развития и приобретения новых навыков (они если и выработаются, то позже). Российские власти, не долго думая, тоже пошли по знакомому пути — запрещать и наказывать.

И речь сейчас не о самом карантине и не о переходе к самоизоляции. Это как раз верный путь, по которому пришлось идти всем странам. Но Государственная дума решила на этом не останавливаться и подкрепила карантин поистине драконовскими мерами наказания.

Вчера буквально за один день Государственная дума сразу в трех чтениях и Совет Федерации в экстренном порядке приняли «антивирусный» пакет законов. Но заметная часть этих законов направлена не против вируса, а против российских граждан.

За нарушение карантина предусматривается как административная, так и уголовная ответственность. Административное наказание для граждан — штраф до 40 тысяч рублей. В случае причинения вреда здоровью — до 300 тысяч рублей.

Уголовное наказание за нарушение карантинных мер — штраф до 700 тысяч рублей или срок до двух лет. В случае если из-за этого кто-то умер — тюремный срок может составить семь лет.

Отдельные поправки касаются распространения фейковой информации. Здесь также предусматривается как административное, так и уголовное наказание. По Уголовному кодексу наказание может составить до трех лет лишения свободы, а по административному составу — штраф до трех миллионов рублей для юридических лиц.

По замыслу депутатов, такие меры должны напугать россиян и предотвратить нарушение карантина. Вроде бы все верно. Но будь в депутатах чуть больше человечности, они бы задались вопросом — а стоит ли сейчас запугивать и без того напуганных людей? Россиянам сейчас непросто, они боятся потерять работу и остаться без средств к существованию, они не понимают, что дальше будет происходить в стране. Настроение не самое лучшее, и вряд ли новости о грозящих тюремных сроках смогут улучшить его.

И это не говоря о финансовой стороне вопроса. Доходы людей упадут, кто-то останется без работы, и штраф в 40 тысяч рублей (да даже и 10 тысяч) только потянет утопающего вниз.

Конечно, санкции за нарушение карантина нужны, налаживать дисциплину тоже надо. Но в такой сложный момент как никогда нужно быть чуткими к обществу и искать оптимальный баланс. Но депутаты решили идти привычной дорогой. Между человечностью и безжалостной строгостью они выбрали второе. И тем самым продемонстрировали и свое истинное отношение к людям, и те политические рефлексы, которые у них выработались за последние годы. Депутаты привыкли на любую общественную проблему реагировать ужесточением уголовных наказаний, и по-другому они, кажется, уже не могут.

Строгость дисциплинарных мер можно было как-то компенсировать мерами поддержки (в том числе и материальной). Но об этом речи не идет. Сейчас только в Москве предусмотрены выплаты пожилым людям и гражданам, потерявшим работу. Кроме того, в столице отложена уплата взносов за капремонт. Но другие регионы, вводя московские ограничения, не вводят московских мер поддержки. Не вводят их в таком объеме и Государственная дума с правительством. Так что пока основная масса россиян получила от властей лишь ужесточение наказания и повышение налогов.

Другой рефлекс, обострившийся у власти в эти дни, — это привычка выходить за рамки правового поля. Многие юристы уже сказали о сомнительности вводимых ограничительных мер с точки зрения законодательства. Но это не играет никакой роли. Если полиция и другие силовики готовы работать по указам губернаторов, то никакие апелляции к законам тут не помогут. В этом случае власть скидывает с себя шелуху правовых норм, которые она и раньше не спешила соблюдать. Власть остается в первозданном виде, когда подчиняться приходится тем, на чьей стороне сила, а не закон.

Еще одна привычка и в каком-то смысле тайное желание многих чиновников — это стремление контролировать все передвижения граждан, а лучше всего не допускать этих передвижений без лишней необходимости. Эпидемия и карантин предоставляют здесь уникальную возможность. Мы уже видим, как чиновники в разных регионах начали проявлять смекалку и фантазию, которых от них трудно дождаться во многих других вопросах. Но когда речь заходит об ограничениях, здесь решения находятся мгновенно и реализуются эффективно. В Москве для контроля за гражданами вводят QR-коды, в Татарстане контроль наладят через СМС. Чувствуется, что этим делом чиновники занимаются охотно и успешно — успешнее, чем, скажем, обеспечением всех граждан медицинскими масками (их до сих пор нет во многих аптеках).

К счастью, пока не дошло до закрытия отдельных городов и регионов, хотя этого граждане явно боятся. Судя по всему, уверенности в том, что региональные власти не проявят самодеятельности и не попытаются закрыться от соседей, нет даже у федеральных властей. Во время недавнего разговора с полпредами президент Путин отдельно призвал не допустить закрытия внутренних границ. И тут мы понимаем, что желание нагородить как можно больше границ — это еще один скрытый рефлекс, присущий многим государственным людям. Пока этот рефлекс удается сдерживать.

Да, ситуация, с которой столкнулся мир и сталкивается прямо сейчас Россия, очень сложная. Вирус опасен, он распространяется быстро. Карантин и самоизоляция необходимы, введенные ограничения надо соблюдать. Но в этой ситуации требования надо предъявлять не только к людям, но и к властям. Им в идеале надо быть мудрее, чем обычно, и человечнее, чем обычно. Но пока мы видим, что привычки и рефлексы берут свое — соблазн контролировать и наказывать побороть очень и очень сложно.

Алексей Шабуров
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать