Дата: 06.02.2020

Дмитрий Николаев: В спорах между думой и администрацией достигается компромисс

«Политсовет» продолжает серию интервью с депутатами городской думы Екатеринбурга, начатую в прошлом году. На этот раз мы поговорили с Дмитрием Николаевым, избранным от партии ЛДПР, членом постоянной комиссии по муниципальной собственности и постоянной комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и землепользованию.

Фотография предоставлена Дмитрием Николаевым
Фотография предоставлена Дмитрием Николаевым

— Дмитрий Юрьевич, в конце прошлого года весь город следил, как городская дума принимает бюджет. Как видели этот процесс сами депутаты? Как в конце концов удалось договориться и принять бюджет?

— Бюджетный процесс по своей сути вообще непростой. Но это в любом случае диалог. Понятно, что все стороны преподносят факты по-своему. Я скажу за себя: у нас с администрацией Екатеринбурга был конструктивный диалог. Да, сначала бюджет принять не могли — это было видно. Для мэрии бюджет-2020 был, безусловно, одним из самых сложных, потому что они привыкли только согласовывать с думой готовый документ, сейчас же им пришлось по-настоящему потрудиться: вносить изменения, предложенные депутатами, спорить, доказывать, обосновывать.

Как результат этого диалога — выделение средств на расселение ветхого жилья, замену лифтов, замену систем дымоудаления в лифтах. Об этом мало говорят, но это очень важная тема. Система дымоудаления — это такая система вентиляции, которая при пожаре удаляет дым, позволяя безопасно эвакуироваться. Это, прежде всего, безопасность людей. Лифтовой парк у нас изношенный. При этом с 15 февраля вступает в силу Таможенный регламент: не приведенные к его требованиям лифты должны либо остановиться, либо выйти на реконструкцию. У нас на сегодняшний день чуть больше 30% лифтов не соответствуют этому требованию. Почему мы и продвигали эту проблему при принятии бюджета.

В общем, мы вышли на диалог с горадминистрацией, посмотрели, где какие статьи не ущемят интересов жителей, откуда можно перекинуть средства, как это менее всего ударит по сбалансированности документа.

— А почему и зачем тогда стали говорить и писать о противостоянии?

— Это уже потом начали раскручивать тему о якобы противостоянии думы и администрации: что якобы бюджет не будет принят... Игорь Валерьевич (спикер гордумы Игорь Володин — прим. ред.) говорит: «Мы не согласны, мы будем бороться и доказывать свою позицию». На что мы ему сказали: «Не так нужно, силой ничего не решить, от нас закроются, и мы получим то, от чего уходим».

Не берусь судить, было или не было конфликта, но в итоге к процессу подключился вице-губернатор Сергей Бидонько. Прошли встречи с фракциями. Не знаю, какие требования были у других партий, у «Единой России», например, но, когда нас, ЛДПР, пригласили, мы сказали, что просим допсредства на расселение, лифты и системы дымоудаления. Объяснили ему, почему и зачем надо. Бидонько услышал и ответил: «Хорошо, будем думать, как это сделать». Встреча по времени заняла минут 15. Перед этим вопрос процентов на пятьдесят был решен с Александром Геннадьевичем [Высокинским], затем подключился Сергей Юрьевич. Вышло так, как вышло. Бюджет приняли в рабочем процессе и диалоге.

В свою очередь, Володин отчитался, что это его заслуга, что «Единая Россия» проработала все с администрацией. Ну пусть. Главное, что на первоочередные острые нужды горожан получилось найти бюджетные средства.

— Чему, по вашему мнению, научилась за полтора года работы дума, что еще предстоит сделать, узнать и освоить?

— Несомненно, нам удалось достичь взаимодействия городской думы и администрации Екатеринбурга. Часто жители пишут обращения, и многие из них решаются порой в течение дня или недели. Депутаты научились решать вопросы оперативно. Могу сказать, что от нас никто ничего не скрывает, обсуждаются все ключевые вопросы. Депутаты стараются быть объективными и нам отвечают тем же — возможностью предоставить информацию и экспертно ее рассмотреть. В спорах по разным вопросам между думой и администрацией достигается компромисс, мы все договариваемся.

— Вы убежденный противник переезда думы и депутатов в новые помещения ЦУМа — почему? И почему Игорь Володин постоянно откладывает обсуждение этой темы?

— Это лишние затраты при дефицитном бюджете города. У нас не хватает детских садов, школ. Понятно, что область делает и Федерация участие принимает, но этого недостаточно. Есть разные решения, например, пристраивать новые площади к уже существующим. Это разумный вариант.

Переезжать в торговые ряды городской думе — это сомнительное решение. Дума должна находиться в одном здании с городской администрацией. У нас должна быть коммуникация в шаговой доступности с аппаратом мэрии. Решение было принято еще гордумой шестого созыва. Видимо, ушедшей команде было удобнее, чтобы дума меньше участвовала в решении ситуаций в Екатеринбурге.

Далее: хотят ввести пропускную систему, чтобы ограничить посещаемость гордумы горожанами. Однако мы не можем закрыться от людей — по каким критериям нам одних пускать в помещения, а других не пускать? Это неправильно. Здание Горсовета — это здание для работы депутатов. Открытое и удобно расположенное для людей. Прятаться от избирателей? Я против.

Кроме того, не подумали об инвалидах — о посетителях и о нашей коллеге Анастасии Немец. В помещениях, куда нам предлагают перебраться, не предусмотрены условия для людей с ограниченными возможностями здоровья. Чтобы попасть в зал заседаний на пятом этаже, Анастасии с четвертого этажа надо проделать настоящий квест. Из одного конца здания проследовать к лифту в другом конце, подняться, проделать на следующем этаже такой же путь в обратную сторону. Никто этого не учел, подъемник для маломобильных групп не предусмотрен.

Так что пока вопрос о переезде, решение о предоставлении помещений ЦУМа в пользование думы не принято. Не исключу, что пауза вызвана желанием поставить потом всех перед фактом переезда. И все, поехали. А потом жители нам скажут, что мы на деньги налогоплательщиков переехали в новые кабинеты.

— В 2021 году будут выборы в Заксобрание Свердловской области. Как считаете, активно пойдут ваши коллеги по гордуме в областной парламент? Вы готовы стать региональным депутатом?

— Нет, я точно не пойду в Заксобрание. Законотворчество — это не мое. Да и не решить там многие вопросы, на муниципальном уровне все равно проблемы решать проще, они приземленные. Граждане рассказали — ты пошел заниматься. В Заксобрании такого нет — главная их задача законотворчество. Делать это нужно, но пусть этим занимаются юристы. Я же «технарь», мыслю другими категориями.

Если коллеги захотят стать областными депутатами, то почему бы и нет? Но вслух пока никто ничего не говорил, возможно, еще не решили для себя, а может, уже ведут переговоры. Но, так или иначе, партии будут помогать своим кандидатам. Где-то объяснять позицию претендентов на мандаты и так далее.

— Как оцените взаимодействие с администрацией Кировского района в своем избирательном округе и ее работу?

— Я избирался по восьмому округу, это Пионерский поселок, Кировский район. Хотелось бы, чтобы местная администрация работала эффективнее. Проблем не больше и не меньше, чем в остальных районах Екатеринбурга. Но на местах остались чиновники, которые были при прежней власти. Те или иные поручения, просьбы они выполняют неохотно. Устоявшиеся порядки и так далее. Понятно, что они не могут не делать совсем, но если у них появляется возможность не делать — не делают.

— В середине декабря гордума утвердила примерный план работы на I полугодие 2020 года — что он в себя включает, он принят?

— План работы стандартен, он выложен на сайте Думы. Каких-то знаковых вопросов в нем нет, текущие планы. Актуальные проблемы будут включаться в него по мере появления.

— В Екатеринбурге много говорят о необходимости диалога с общественностью, горожанами — что бы вы предложили для его налаживания? Какую роль могут сыграть дума и депутаты?

— Готов принимать жителей и по ночам, но они в это время не ходят (смеется). В основном к нам, депутатам, в приемные обращается старшее поколение. У них больше вопросов и ожиданий. Некоторые просто приходят выговориться. Другие приходят с проблемами в сфере ЖКХ, благоустройства, третьи — чтобы восстановить меры различной поддержки, есть коллективные обращения, жизненные вопросы.

Молодежь в приемные не ходит, им проще написать мне в «Фейсбуке». Многие вопросы сейчас можно решить через интернет. У них и проблемы другие — как устроить детей в школу, детсад, кружки различные, секции. Волнует их, в каком городе будут жить их дети, беспокоят вопросы ЖКХ и благоустройства. Но, когда, например, люди выясняли нюансы «мусорной реформы», некоторые уходили недовольные: мол, я пришел к тебе за помощью, а ты не можешь мне помочь, снизить тариф...

Что может сделать дума? Депутаты как раз-таки выступают здесь в роли мостика между народом и властью. Приходите, говорите, жалуйтесь, предлагайте конструктивные идеи, а мы будем лоббировать интересы горожан перед властями.

— Что думает дума насчет темы второй ветки метро? Могут ли депутаты помочь в продвижении проекта? И нужно ли вообще ее строить?

— Вторая ветка метро однозначно Екатеринбургу нужна. В существующем виде транспортная система не обеспечивает потребности города. Жителям стало неудобно добираться на работу. Взять, к примеру, микрорайон «Солнечный», куда ходит одно маршрутное такси и больше ничего нет. Оттуда в центр города добраться — большая проблема. В центре, да, у людей есть выбор — автобус, троллейбус, трамвай, а в отдаленных микрорайонах — нет.

Безусловно, все мы хотим вторую ветку метро. Но, как видите, денег на нее нет ни в бюджете города, ни в бюджете области. Москва тоже не спешит давать нам средства на подземку. Я считаю, что мы не должны рассуждать так: «Либо метро, либо ничего». Не надо сидеть сложа руки. Параллельно нужно делать ставку на трамвай. Скоростной или нет, он все равно необходим на наших дорогах, он генерирует меньше всего убытков. Только делать выделенку, чтобы запустить скоростные трамваи. По сути, это будет надземное метро.

Я очень надеюсь, что глава Минтранса РФ Евгений Дитрих поможет решить транспортный вопрос в уральской столице и областная администрация будет лоббировать проект метро на уровне Федерации.

Беседовал Александр Родионов
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать