Дата: 05.02.2020

Хитрый план или хаос: что на самом деле стоит за поправками в Конституцию

В России продолжают менять Конституцию. Интерес к теме несколько поугас, а новости об этом становятся все более экзотичными. Кто-то предлагает упомянуть в Конституции Бога, кто-то Победу, кто-то культуру, кто-то красоту. Эксперты тем временем по-прежнему ломают головы над тем, в чем же состоит хитрый план Путина с этими поправками. Но что, если никакого хитрого плана нет, а перед нами старый добрый бюрократический хаос?

Фото с официального сайта Кремля
Фото с официального сайта Кремля

Если верить тем самым экспертам, то где-то в поправках кроется пункт, который позволит Путину остаться у власти вечно — просто мы пока не понимаем, какой. То ли это Госсовет, то ли Конституционный суд, то ли усиление полномочий президента. И тогда выходит, что вся история с поправками — это большая и хитра игра, разыгранная по тайному сценарию, написанному в Кремле.

Но на самом деле в этой игре подозрительно много случайностей и неувязок, чтобы она хоть как-то походила на хитрый план.

Неувязка первая — сама неожиданность внесения поправок. Раз до момента оглашения президентского послания про поправки никто не знал, значит, они готовились в обстановке полной секретности очень узким кругом лиц. Не было никакой экспертной работы, ни широкого обсуждения с профессионалами-юристами. А значит, никто толком не просчитывал последствия и не оценивал возможного эффекта. Это просто набор идей, родившихся в головах нескольких человек и вброшенных в публичное пространство. И после того, как они были вброшены, процесс отчасти стал неконтролируемым.

Неувязка вторая связана с отставкой правительства, случившейся после послания. Если она и готовилась заранее, то опять же про нее знало лишь несколько человек. И уж совершенно точно не было даже приблизительного плана насчет того, кто войдет в новое правительство. Доказательством этому служит ситуация с Пермским краем, где до сих пор не назначили нового губернатора вместо Максима Решетникова. Очевидно, что если бы назначения министров продумывались заранее, то для Перми заблаговременно подобрали бы кого-то.

Неувязка третья — это патовая ситуация с общероссийским голосованием по поправкам в Конституцию. Оно не предусмотрено никакими законами, и поэтому вообще не понятно, как и когда его проводить, чтобы оно хоть как-то вписалось в правовое поле и не выглядело бы при этом полнейшей фикцией. Вполне возможно, идея провести голосование принадлежала лично Владимиру Путину, но его подчиненные так и не придумали, как эту идею грамотно реализовать — а отказаться от нее ну никак нельзя. И если бы у Кремля был хоть какой-то хитрый план, то этот момент они бы продумали заранее.

Неувязка четвертая — создание рабочей группы по подготовке поправок. Почему группа была создана, хорошо понятно: поправки готовились очень узким кругом лиц и требуют серьезной экспертной оценки. Но при этом, поскольку поправки уже одобрены Путиным, менять их существенно нельзя. Поэтому ситуация с рабочей группой вышла совсем абсурдной — ее члены думали, что будут реально писать поправки, а в действительности им приходится обсуждать, нужно ли упоминать в Конституции Бога.

Неувязка пятая — отсутствие единой логики и системности в самих поправках. Изменение статуса Госсовета, расширение полномочий президента, новый порядок назначения министров — все это не укладывается в какую-то стройную схему. Скорее это набор для создания нескольких возможностей, которыми впоследствии Путин может воспользоваться или не воспользоваться. Но это именно некий размытый задел на будущее, а не стройный план. Поправки просто ни в какой план не складываются.

Неувязка шестая — срыв сроков работы над поправками. Власть с самого начала взяла бешеный темп: внесение закона через несколько дней после послания, сутки на предоставление отзывов, первое чтение, две недели на подготовку ко второму чтению. Эта скорость и создавала ощущение, что сценарий уже написан, что все уже придумано заранее и Госдуме осталось только проштамповать принятые решения. Но оказалось, что уложиться в эти сроки нельзя, и второе чтение сдвинули как минимум на неделю, если не больше.

Если на минутку забыть все мифы и легенды о хитроумности президентской администрации и взглянуть на происходящее отстраненно, то всё будет говорить о том, что на хитрый план это совсем не похоже.

Гораздо больше похоже на то, что план по изменению Конституции готовился тайно, был не слишком продуман и основывался отчасти на пожеланиях Владимира Путина, а отчасти — на уже звучавших ранее разнородных предложениях. А далее в дело включилась огромная российская административно-бюрократическая машина, которая работает, как умеет — со сбоями, эксцессами, авралами, интригами, но при этом неотвратимо.

И можно даже предположить, почему все получилось именно так. Дело в том, что идеального сценария, который бы позволил Путину остаться у власти (будем считать, что это его цель) — такого идеального сценария просто нет. Все варианты сопряжены с серьезными рисками и издержками. Причем часть этих рисков исходит от самой политической элиты, которая в условиях неопределенности хочет отхватить кусок побольше и при этом не пострадать.

Такая ситуация не может не приводить к изрядной нервозности у всех политических игроков. Она же заставляет проводить все изменения в режиме спецоперации — чтобы никто ничего не знал заранее и не пытался сыграть на опережение. Но подобный режим спецоперации плохо подходит для масштабных изменений в такой большой неповоротливой системе: обязательно что-нибудь пойдет не так. И тогда то, что кому-то кажется хитрым планом, на деле оборачивается бюрократическим хаосом. Победит тот, кто в этом хаосе сумеет лучше и быстрее сориентироваться.

Алексей Шабуров
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать