Дата: 21.01.2020

Поправки в пользу президента

«Путин опять всех переиграл». Этой популярной фразой можно описать впечатление от поправок к Конституции, которые президент внес в Госдуму. Поправки не вписываются не только в ожидания заинтересованной общественности и экспертов, но и в те обещания, которые давал сам Путин всего неделю назад.

Фотография с официального сайта Кремля
Фотография с официального сайта Кремля

Поправки были внесены в Госдуму вечером 20 января 2020 года — спустя всего пять дней после того, как Путин анонсировал их в своем послании. И четыре дня спустя после созыва рабочей группы, которая и должна была готовить поправки. Понятно, что законопроект был написан заранее, и зачем тогда создавалась эта группа — большая загадка.

«Прозвучавшие сегодня предложения, конечно, не ограничивают круг дискуссий вокруг возможных поправок в Конституции. Уверен, что свои идеи выскажут общественные объединения, партии, регионы, юридическое сообщество, граждане страны. Необходимо самое широкое публичное обсуждение», — говорил Путин в послании.

Но сейчас очевидно, что никакого «широкого публичного обсуждения» не будет, ведь документ готов и править его уже вряд ли будут. Так что в лучшем случае нас ждет «широкое публичное одобрение».

Это не единственное расхождение между посланием президента и поправками. Так, в послании Путин говорил, что теперь президент не сможет отклонить кандидатуру премьер-министра, утвержденную Госдумой. В тексте поправок ничего подобного нет. Нынешний порядок назначения премьера практически не меняется: кандидатуру главы правительства будет предлагать президент, и если Дума трижды отклонит эту кандидатуру, она может быть распущена.

Самыми ожидаемыми были поправки, касающиеся Госсовета. Многие предполагали, что в новой Конституции Госсовет получит какие-то фантастические полномочия, которые сделают его главным органом власти.

Но в тексте поправок никакой конкретики, касающейся Госсовета, нет. Сказано лишь, что его формирует президент (по какому принципу, не раскрывается) и что Госсовет будет участвовать в определении «основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства». Никаких других полномочий и функций в Конституции прописано не будет, а все остальное предлагается утвердить обычным федеральным законом (который можно менять хоть каждый год).

Еще одно нововведение, о котором Путин не говорил в послании, — это введение возрастных ограничений для высших чиновников. Так, премьер-министром, губернатором, сенатором или руководителем федерального органа власти сможет стать только человек старше 30 лет. Зачем потребовалось вводить это ограничение, не понятно. Возможно, нынешние власти просто боятся молодежи и не хотят допускать ее до руководящих постов.

Еще больше неясности осталось с местным самоуправлением. В послании Путин предложил встроить муниципальную власть в единую систему публичной власти наряду с государственными органами. Такой пункт действительно появился в поправках, но, к каким правовым и политическим последствиям для МСУ это приведет, не понятно. Эта часть в законопроекте сформулирована предельно размыто.

Зато более чем конкретно и понятно в поправках раскрыты новые полномочия президента. Несмотря на все разговоры о рассредоточении власти, о большей роли парламента, новая Конституция увеличивает власть президента.

Во-первых, президент сможет определять министерства и другие органы власти, которыми он будет руководить напрямую, в обход председателя правительства. Кроме того, в Конституции прямо пропишут, что президент будет назначать руководителей органов власти, «ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности».

Другими словами, правительство будет еще сильнее разделено на «номенклатуру президента» и «номенклатуру премьера». Сейчас это разделение также существует, но теперь оно будет еще больше формализовано и укреплено.

Во-вторых, президент будет представлять к назначению не только судей Верховного и Конституционного судов, но будет также предлагать кандидатуры председателей этих судов (сейчас такой порядок также действует, но не прописан в Конституции). И самое главное — президент сможет инициировать отставку судей Верховного и Конституционного судов. Сейчас такого права у него нет.

В-третьих, президент фактически получает право отклонять любые законы. По нынешнему правилу, президент может налагать вето на закон, но парламент имеет возможность преодолеть это вето. Кроме того, президент не может отклонить федеральный конституционный закон (принимается конституционным большинством).

По новым поправкам, президент может обратиться в Конституционный суд еще до подписания закона, и если КС решит, что закон не соответствует Конституции, то этот закон вернут в Госдуму и в силу он не вступит.

Что касается самого Конституционного суда, то его полномочия вроде бы увеличиваются. Но при этом, как уже говорилось, президент сможет инициировать отставку судей КС, а самое главное — число судей сократится с 19 до 11 человек. Очевидно, что чем меньше состав, тем проще его контролировать. Так что КС, усиливая свое влияние, рискует потерять остатки самостоятельности и стать окончательно «ручным».

Другое новшество, о котором ранее не говорилось, носит совсем уж декоративный характер. Оно касается членов Совета Федерации. Верхняя палата парламента не получила каких-либо существенных полномочий (разве что будет проводить «консультации» перед назначением руководителей силовых структур). Зато члены СФ теперь смогут официально называть себя «сенаторами» — это наименование теперь прописано в Конституции.

Едва ли не единственное в поправках, что полностью совпадает с посланием Путина, — это социальный блок, то есть пункт об индексации пенсий и установлении МРОТ не ниже прожиточного минимума. И есть только одно объяснение, зачем эти пункты вообще решили внести в Конституцию, а не ограничиться федеральными законами. Именно этими пунктами власть будет завлекать людей на голосование и «продавать» свой проект. То есть людей будут призывать голосовать за индексацию пенсий, а на деле это будет голосование за перераспределение власти между институтами.

Если пытаться как-то обобщить эти поправки, то очевидно несколько вещей: усиление полномочий президента, введение дополнительных запретов на занятие властных должностей, четкое разграничение между «президентской» и «премьерской» сферами, еще больший контроль над судебной системой, появление Госсовета с потенциально «резиновым» статусом и полномочиями.

И если после оглашения послания наступила хоть какая-то ясность, то поправки снова все запутали. Мы снова не понимаем, какая конструкция власти будет в итоге сформирована и какое же место намерен в ней занять Владимир Путин.

Алексей Шабуров
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать