Дата: 02.08.2019

События в Москве — репетиция выборов 2021 года?

Острота политического кризиса, разразившегося вокруг выборов в Мосгордуму, требует своего объяснения. Ведь речь идет о выборах всего лишь регионального парламента, пусть столичного, но объективно не самого влиятельного. Часто звучит вопрос: почему бы властям не пусть трех-четырех оппозиционеров на выборы или даже в гордуму, ведь это ничего реально не изменит. Всё было бы так, если бы впереди не маячили большие федеральные выборы в 2021 году.

Фото с официального сайта Государственной думыФото с официального сайта Государственной думы

Если рассматривать нынешние события в контексте федерального электорального цикла, всё видится несколько по-другому. В 2021 году пройдут выборы в Государственную думу, и это будут очень, очень важные выборы для Кремля.

Самое главное — в 2021 году будет избрана та Государственная дума, которая будет работать и в 2024 году, когда должна произойти либо передача власти от Путина, либо сохранение власти у Путина. В любом случае, Государственная дума будет играть здесь важнейшую роль — какие бы решения ни были приняты, оформлять их будет именно федеральный парламент. Будь то изменение Конституции или утверждение нового председателя правительства.

Поэтому Кремлю критически важно, чтобы в 2021 был избран полностью стерильный и лояльный состав Госдумы без единого «несистемного» оппозиционера.

Технически это сделать вроде бы не так трудно, но есть несколько факторов, осложняющих задачу. Первый фактор — рост протестных настроений, объективно наблюдаемый в течение последнего года и имеющий шанс продолжиться до выборов.

Второй фактор — кризис системных партий. Здесь и падение рейтинга «Единой России», и старость лидеров КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России». На создание новых партий времени почти нет, а если это и будет сделано, то не факт, что эти новые партии будут эффективнее «думских старцев».

Так что вполне возможно, что власть в 2021 году сделает ставку не на партийные бренды, а на выдвижение как бы самостоятельных кандидатов по одномандатным округам, которые будут дистанцироваться от действующих партий. Именно такой сценарий обкатывается на выборах в Мосгордуму.

Вместе с тем понятно, что и условная «несистемная» оппозиция тоже будет делать ставку на одномандатные округа. Это единственный шанс попасть в Госдуму, поскольку создать партию и повести ее на выборы невозможно. По округам же можно попытаться пойти самовыдвиженцем, собрав подписи. Так что и для оппозиции выборы в Москве — это своего рода репетиция выборов 2021 года.

Более того, если бы сейчас оппозиционерам удалось провести в Мосгордуму хотя бы одного-двух кандидатов, это дало бы большое преимущество на федеральных выборах. Независимые депутаты в Москве имели бы ненулевые шансы побороться за мандаты в Госдуме в столичных избирательных округах. Во всяком случае, два года на раскрутку с использованием депутатского ресурса у них было бы.

В этом смысле выборы в Москве критически важны для федеральной власти. Их можно рассматривать и как репетицию, и как артподготовку к архиважным выборам 2021 года. И для власти крайне принципиально эту предварительную битву не проиграть. Во-первых, требуется не допустить даже малейшей возможности ни для одного оппозиционера получить плацдарм для выдвижения в Госдуму. Во-вторых, есть задача еще раз обкатать технологии недопуска до выборов самовыдвиженцев, собирающих подписи. В-третьих, это еще и психологическая война — власть дает понять своим противникам, что пытаться куда-то вдвигаться бесполезно, что даже думать об этом не стоит. Задача здесь — деморализовать оппонентов на самой ранней стадии. Возможно, именно поэтому власть ведет себя так жестко и бескомпромиссно. Но как это часто бывает, жесткость порождает ответную жесткость, и вместо того, чтобы деморализовать противников, власти могут лишь разозлить их и подтолкнуть к еще более решительным и даже безрассудным действиям.

Как бы то ни было, политическая борьба за 2021 год уже началась.

Алексей Шабуров
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать