Дата: 20.02.2019

В России смягчат муниципальный фильтр, но это ничего не изменит

На губернаторских выборах в российских регионах будет смягчен так называемый «муниципальный фильтр». Но к реальному повышению конкурентности выборов это не приведет.

В России смягчат муниципальный фильтр, но это ничего не изменит
Фотография с сайта избирательной комиссии Свердловской области

О смягчении «муниципального фильтра» стало известно после заседания рабочей группы при администрации президента РФ. Предложение о либерализации законодательства выдвинула глава Центризбиркома Элла Памфилова. Ее поддержали в партии «Единая Россия».

Сейчас планка фильтра составляет от 5 до 10% — такое количество муниципальных депутатов должно подписаться за кандидата в губернаторы, чтобы тот был зарегистрирован на выборах.

Памфилова и ЕР предлагают снизить максимальную границу до 5%, а нижнюю границу отменить. Конкретную цифру предстоит установить властям каждого региона.

«Единая Россия» согласилась с позицией других фракций о необходимости уменьшения «муниципального фильтра». Партия поддержала предложения ЦИК РФ о снижении в два раза необходимого числа подписей муниципальных депутатов для прохождения фильтра — до 5%», — заявили в «Единой России».

Снижение верхней границы фильтра выглядит привлекательно, но это лишь видимость. Непроходимость «муниципального фильтра» была обусловлена не столько самим процентом муниципальных депутатов, сколько другими ограничениями.

Первое ограничение — это требование к количеству муниципальных образований, чьи депутаты должны поставить свои подписи за кандидата. Согласно действующему закону, для прохождения фильтра нужно собрать подписи не менее чем в трех четвертях муниципальных районов или городских округов.

Другими словами, можно заручиться поддержкой 10% муниципальных депутатов, но если они не представляют нужное количество городов и районов, кандидат все равно не пройдет фильтр. Такое ограничение сильно бьет по оппозиционным кандидатам, которых чаще всего поддерживают в городах. В сельской же местности и отдаленных территориях местные депутаты зачастую более лояльны к власти, а процесс коммуникации с ними выстроить сложнее. Если бы ограничения не было, то оппозиционные кандидаты набирали свои 5-10% подписей в городских территориях и спокойно проходили фильтр. Но закон этого не позволяет.

Второе ограничение — это запрет муниципальным депутатам подписываться более чем за одного кандидата. Если же депутат по той или иной причине все-таки поддержал двух кандидатов, то действительной будет та подпись, что была поставлена раньше.

Эта норма закона привела к появлению так называемой технологии «задвоения». В этом случае кандидат от власти, пользуясь административным ресурсом, в первые же дни кампании собирает максимально возможное число подписей, даже если большинство из них ему не пригодится. Затем, если оппозиционный кандидат все-таки сможет собрать нужно количество подписей в свою поддержку, из специальной папки достаются те самые «задвоенные» подписи. Как правило, нескольких штук бывает достаточно, чтобы не дать зарегистрироваться неудобному оппоненту. Такая технология широко применялась на выборах в самых разных регионах.

Судя по последним сообщениям, эти два ограничения снимать никто не собирается. Хотя именно отмена требования подписываться только за одного кандидата могла привести к реальной либерализации и смягчению фильтра, поскольку как раз этот барьер делает нынешний фильтр фактически непроходимым.

Вместо этого власть меняет те условия, которые на самом деле не являются существенными. Даже если заставить кандидатов собирать не 10%, а 5% или даже 2% подписей, им все равно придется объезжать три четверти муниципальных образований. Им все равно будет грозить ситуация, когда любая подпись, особенно поставленная единороссами, окажется «задвоенной».

Поэтому заявления о смягчении «муниципального фильтра» не должны никого вводить в заблуждение. Попасть на губернаторские выборы от этого проще не станет.

Алексей Шабуров
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать