Дата: 20.12.2018

Пределы прочности Высокинского

Через несколько дней исполнится три месяца, как Александр Высокинский стал главой Екатеринбурга. Эта дата, тем более пришедшаяся на конец года, позволяет подвести первые политические итоги и сделать выводы о положении мэра. И нужно сказать, что не все тесты на прочность Высокинскому удалось пройти.

Пределы прочности Высокинского

Испытание депутатами

Испытания на прочность мэра ожидали с двух сторон. И первая из этих сторон — городская дума Екатеринбурга. О том, что дума не будет безусловно лояльной мэру, говорили сразу же после ее избрания. Так оно и получилось.

Очередное подтверждение этому мы увидели на днях. Комиссия гордумы по местному самоуправлению отказалась утвердить новую структуру администрации города. Изменения касались политической сферы. Высокинский предлагал ввести должность вице-мэра по внутренней политике, а также выделить в отдельные подразделения департаменты внутренней политики и информационной политики.

Казалось бы, ничего принципиально сложного в таких изменениях нет. К тому же, с аппаратной точки зрения, структура администрации — это все-таки зона ответственности мэра, и он должен выстраивать ее под себя. Но депутаты неожиданно пошли на принцип и отложили принятие решения до следующего года. Здесь же можно отметить, что мэру не удалось добиться и реорганизации структуры самой думы: ожидалось, что это произойдет до конца года, но судя по всему, дума продолжит работать в том же виде, что и раньше.

В тот же день стало известно, что новым директором МУП «Спецавтобаза» станет 28-летний депутат Григорий Вихарев. «Спецавтобаза» — региональный оператор по обращению с отходами, и не будет большим преувеличением сказать, что на период «мусорной реформы» предприятие будет одним из ключевых активов мэрии. Оно будет получать большие деньги, к нему будет приковано внимание. И здесь первым делом нужно знать, что Григория Вихарева никак не назовешь человеком из команды Высокинского. Более того, его чаще всего причисляют к группе бизнесменов, традиционно ассоциирующихся с так называемым ОПС «Уралмаш». Так это или нет, но в любом случае ключевой МУП Екатеринбурга возглавит не представитель ближнего круга мэра. Со стороны это выглядит как уступка Высокинского «коммунальному лобби», широко представленному в городской думе.

Эти эпизоды показывают уязвимость Высокинского в отношениях с городской думой. Причина такой уязвимости понятна: Высокинский не участвовал в формировании думы, там вообще нет его людей. Он стал мэром, когда депутатский корпус уже был сформирован. Единственное, что ему оставалось — это в первые же месяцы добиться полной и безусловной лояльности большинства депутатов. Но судя по всему, эта задача пока не решена.

Испытание общественным мнением

Второй источник испытаний для Высокинского — это общественное мнение. Здесь пока тоже всё не так гладко. Можно констатировать, что каких-то больших восторгов по поводу нового мэра горожане не демонстрировали (хотя не факт, что такие восторги вообще были нужны Высокинскому).

Хуже того, за первые же месяцы мэр стал героем нескольких информационных скандалов, от курьезных до серьезных. Курьезным скандалом можно назвать его высказывание про «тридцатилетних резонеров». Высказывание было явно неудачным, про него рассказали федеральные СМИ, но каких-то ощутимых политических последствий оно за собой все же не повлекло.

Куда серьезней оказался скандал с повышением зарплаты мэру. Едва вступив в должность, Высокинский инициировал повышение зарплаты как самому себе, так и чиновникам администрации. Сколь бы ни были разумны доводы в пользу повышения, вызвать энтузиазма в обществе оно точно не могло — особенно учитывая негативный социально-политический фон. Но, судя по всему, Высокинский решил пренебречь общественным мнением. И ошибся.

С требованием отменить повышение зарплаты мэру Екатеринбурга выступил секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак — и вот это было уже серьезным политическим поражением мэра Екатеринбурга. Москва в довольно резкой форме одернула мэра, не только оставив его без высокой зарплаты, но и выставив в негативном свете перед всей страной. И самое главное, что никто в Екатеринбурге за главу города не заступился.

Как и в случае с городской думой, проблемы Высокинского с общественным мнением были ожидаемы. Причина в том, что мэр не избран населением, за ним нет никакого общественного консенсуса, горожане в целом не чувствуют его своим представителем и избранником. Это значит, что у мэра не было никакого карт-бланша или, если говорить образно, «медового месяца», который обычно бывает у победителей выборов в первое время после избрания.

Будущие испытания

Как уже говорилось, сложности в отношениях как с гордумой, так и с горожанами Высокинскому предрекали сразу после избрания, и эти прогнозы оправдались. Другое дело, что за три месяца новому мэру пока не удалось наметить четкого решения этих проблем.

И раз так, описанные противоречия будут давать о себе знать каждый раз при возникновении спорных или конфликтных ситуаций. Скорее всего, мы сможем наблюдать это уже с начала 2019 года.

Так, сложности с гордумой могут возникнуть при обсуждении приватизации муниципальных предприятий — это и упомянутая «Спецавтобаза», и МУП «Золушка», занимающееся школьным питанием. Рано или поздно зайдет речь о приватизации «Водоканала». Депутаты и группы влияния, стоящие за ними, постараются взять этот процесс под свой контроль — и не факт, что их намерения совпадут с планами главы города.

Что касается общественного мнения, то тут проверкой на прочность для мэра станет транспортная реформа — радикальное изменение схемы маршрутов общественного транспорта, запланированное на июль 2019 года. В 2017 году реформу пришлось отложить как раз из-за недовольства горожан. За два года никакой информационной работы проделано не было, необходимость реформы екатеринбуржцам никто не объяснял. А раз так, недовольство может возникнуть вновь — но этот раз оно будет направлено персонально против мэра.

Похоже, что 2018 год был только разминкой, и настоящие испытания на прочность у Высокинского еще впереди.

Алексей Шабуров
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать